СЫГРАЕМ БАХА НА МАРИМБЕ
Татьяна Черемухина освоила уникальный музыкальный инструмент из Центральной Америки<br>
Среди огромного количества музыкальных инструментов, наверное, самые любопытные те, что отличаются самобытным звучанием. Как, например, маримба... Корреспондент "НВ" разыскал в Петербурге человека, играющего на этом необычном инструменте, и узнал, где он впервые появился, из чего делают специальные ударные палочки и какие композиции на нем можно исполнять.
КЛАССИКУ СЫГРАТЬ? КОНЕЧНО, МОЖНО
Музыкант Молодежного филармонического оркестра Мариинского театра Татьяна Черемухина со всеми ударными на ты. Ксилофон, барабаны, литавры, тарелки... - это далеко не весь список инструментов, звучащих в балетах и спектаклях. А когда для придания особой атмосферы нужен экзотичный звук, отдаленно напоминающий интригующие японские мотивы или бойкие африканские ритмы, без маримбы не обойтись. Поэтому Татьяна, выпускница Консерватории, несколько месяцев стажировавшаяся у ведущих музыкантов-ударников в Амстердаме, освоила и этот уникальный инструмент и с удовольствием продемонстрировала свою игру. И еще подчеркнула, что женщина, играющая на ударных, - до сих пор явление редкое. Питерская маримбистка - так можно было бы назвать Татьяну - уверена, что на этом инструменте исполнить можно практически все - от этнической музыки до незабвенной классики. И в подтверждение сказанному исполнила одно из произведений Баха.
ИНСТРУМЕНТ ИЗ РОЗОВОГО ДЕРЕВА
Этот древний инструмент впервые появился в Центральной Америке, в Гватемале, и внешне похож на пианино с большими деревянными клавишами. Под клавиатурой маримбы находятся резонаторы - металлические трубы, позволяющие придать исполняемому произведению невероятную красоту и певучесть. От других ударных он отличается более низким регистром и продолжительностью звука. Еще одна специфическая особенность - для изготовления маримбы необходимо конкретное розовое дерево, растущее в Гондурасе (причем только женской породы). Его долго подготавливают, обрабатывают и высушивают, прежде чем делать клавиши для инструмента. Поэтому создание инструмента не конвейерное производство.
В АФРИКЕ МАРИМБА КАМЕННАЯ
Как говорит Татьяна, широкую известность инструмент приобрел только в середине XX века, когда непосредственно попал в Европу. Тогда же западные композиторы начали писать для маримбы музыку и перекладывать известные произведения классики на новый лад - в форме необычного латиноамериканского звучания. Так, в 1986 году бразилец Нэй Розауро написал концерт для маримбы и струнного оркестра, в котором присутствовали и мистическая лирика, и зажигательный ритм. А до этого момента инструмент использовался очень локально, например среди африканских племен. И до сих пор на Черном континенте существует прообраз маримбы, только в отличие от современных деревянных клавиш там используют привязанные на веревке камни, по которым и ударяют.
ПАЛОЧКИ, ОБВЯЗАННЫЕ ШЕРСТЬЮ
От того, чем ударить по клавише, зависит, каким будет звук. И для игры на маримбе выпускают определенного вида палочки. Они, конечно, из дерева, а наконечники у них могут быть из пластика и резины, обвязанные шерстяными нитками. Производство палочек - тоже отдельная технология. От того, как исполнитель держит палочку в руке, можно определить, к какой музыкальной школе он принадлежит. Стивенс, основоположник американской школы игры на маримбе, предложил располагать по две палочки в каждой руке между пальцами так, чтобы они не соприкасались друг с другом, а вот японка Кейко Абе, наоборот, за то, чтобы палочки в ладонях перекрещивались. Кстати, маримба - инструмент не из дешевых. 14 тысяч долларов - примерно столько стоит ее приобретение. И здесь еще стоит напомнить, что делается маримба из достаточно хрупкой породы дерева, и от сильных ударов на клавишах часто появляются трещины, что сразу влияет на звучание. А вот специфическая музыка, которую можно извлечь из этого инструмента, действительно является уникальной.