ВИКТОР КОСТЕЦКИЙ: "КОГДА ВЫХОДИШЬ НА СЦЕНУ, МЕНЯЕТСЯ СОСТАВ КРОВИ"
Известный актер в театре раздвигает рамки своего "я" <br>
Заслуженный артист России Виктор Костецкий долгие годы служил в Ленинградском театре музыкальной комедии и вот уже более 15 лет - в Александринском театре. Без него невозможно представить первые российские мюзиклы - "Вестсайдская история", "Как сделать карьеру", "Свадьба Кречинского", "Труффальдино". Театралы с придыханием вспоминают Костецкого в спектаклях "Униженные и оскорбленные", "Дни Турбиных", а кинозрители - фильмы "Остров сокровищ", "Жизнь Клима Самгина", "Странные мужчины Семеновой Екатерины", "Русский транзит", "Гений".
На интернет-форуме, посвященном российскому кино, поклонница актера Виктора Костецкого написала: "Он - удивительный актер и человек... Интеллигент, умница, глубокий талант, красивый и сильный мужчина. Во времена своего детства я с замиранием сердца бежала к телевизору, услышав его необыкновенный голос. Для меня он в некотором роде секс-символ 70-х". Но и в новом веке Виктор Александрович остается востребованным, стильным, органичным. Интереснейшая роль в сериале "Убойная сила", а теперь и в "Коллекции", премьерный показ которой недавно завершился на телеканале "Россия".
"ТАЛАНТЛИВОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ДОСТОЙНО ВОСХИЩЕНИЯ!"
- Виктор Александрович, в "Коллекции" вы играете отъявленного негодяя-бизнесмена, который беспринципен и алчен...
- Не знаю, чего на деле удалось добиться, но сам образ моего героя, генерала Колитина, просто классный, играть его было одно удовольствие! Наверное, опыт мне помог. Нас, еще маленьких артистов, великий педагог Борис Вульфович Зон учил, чтобы мы были аналитиками, понимали, что происходит вокруг, чувствовали окружающий мир, пропускали действительность через себя. Все подсмотренное и накопленное. Ни одну роль не сыграешь, если нет личностных накоплений. Только они дают право играть - и не прямолинейно, а глубоко, интересно.
- Какое место роль Колитина занимает в ряду сыгранных вами персонажей?
- Главное для меня в этой истории - доверие. Я болел и не мог озвучить фильм. Сроки истекали в начале января, а по моей вине озвучание завершили в конце марта, но я не услышал ни одного упрека. И вдруг, когда все закончилось, неожиданно для самого себя я сказал: "Спасибо за доверие, ребята!" Впервые за мою жизнь без всяких проб мне доверили роль, да еще такую интересную. Они считали, что ее должен сыграть именно я, и мне это так приятно!
- Сериалы - признак России XXI века. По вашему мнению, каковы "за" и "против" жанра?
- Сериалы клянут, ругают, дескать, "нормальный человек смотреть не станет". Некоторые актеры отказываются: "Не буду сниматься в сериале". По-моему, это снобизм, и я категорически не согласен с подобной позицией. Ты сам властен превратить сериал в искусство или испохабить, но так может происходить в любом жанре. Работа есть работа, и я отношусь к ней серьезно. Главное, чтобы это было хорошо и интересно, чтобы за себя не было стыдно! Конечно, бывает, что режиссеры снимают раскрашенные картинки, а не кино, выглядит ужасно. Но бывает и иначе. Совсем недавно посмотрел украинский нежнейший, тончайший, удивительно красивый сериал, где актеры точно существуют по законам высокого искусства. А когда я вижу добротный сериал, радуюсь ему, как хорошему спектаклю или фильму.
- Заглянем в прошлое: вы играли одну из ролей в замечательном фильме "Гений", где произнесли ту самую фразу в финале, объясняющую и суть, и название фильма...
- "Ну ты гений"? Буду нескромен. Авторство этой фразы принадлежит мне, потому что в сценарии ее не было. Дело в том, что в результате сцены, когда чистосердечное признание героя Александра Абдулова исчезает на наших глазах, я тихонько, как мне казалось, про себя от восторга сказал: "Ну ты г.....к". А когда пришли на озвучание картины, режиссер Сергеев возмутился, мол, слушай, что ты наговорил, и придумывай теперь, как выкручиваться! Вот я и придумал. Получилось органично и созвучно с названием фильма.
- Таланты главного героя - героя Абдулова - не всегда носят положительный характер. Но это кино, а в жизни вы с уважением относитесь к подобным людям или вам криминальный талант не симпатичен?
- Не такой уж там и криминал. Так, легкое жульничество. Как гражданин я, может быть, должен возмущаться по этому поводу, но как актер восторгаюсь тем, насколько талантливо делается. Если человек талантливо грабит банк, то можно и восхититься! Все талантливое невозможно без куража, а он появляется только в том случае, если в человеке есть жизненная энергия, когда "глаз горит". Трудно объяснить, откуда она появляется, но без нее актер вообще становится неинтересен.
В ГРЯЗНОЙ ОБУВИ НА СЦЕНУ НЕ ВЫХОДЯТ
- Актерской заразительности можно научить?
- Можно, если открыть человеку самого себя. Занимаясь со студентами актерским мастерством, говорю: "Готов нырнуть с вами до дна вашей глупости и некомпетентности, чтобы вы поняли меня, и подняться вместе с вами". У каждого степень этой энергетики своя, но после обучения человек наверняка будет точен. Ведь наша профессия точная, и "восемь-девять" не считается! Только "в десятку"!
- Чем дороги вам кино и театр кроме того, что это ваша работа?
- В театре допустимо раздвигать рамки своего "я", переступать некую запретную черту и общепринятые моральные преграды. Кстати, если заглянуть в этимологию слова "переступить", получается, что актерство где-то на грани преступления. Переступить, но не доходить до крайности и не слишком вживаться в своего персонажа. Быть где-то "почти". Знаменитая история о Станиславском: когда он играл убийцу, он отправился на бойню и всадил нож в быка, которого должны были убить, чтобы ощутить, что же испытывает убийца. Вот такая пограничная профессия. Многое из того, что я делаю на экране или на сцене, я никогда в жизни бы не сделал. Хотя, конечно, в любой роли остаешься самим собой. Это ты, но в других обстоятельствах. Все должно идти от тебя самого, иначе появится фальшь.
- Какой ролью вы гордитесь и считаете самой удачной?
- Мне сложно оценить свой труд, но все говорят, что Кречинский. Этой ролью я горжусь, но любимые у меня все роли. Ведь если не люблю роль, то играть не могу. Как иногда говорят люди: "Вы делаете то, что вы хотите и любите, и вам еще за это деньги платят". Действительно, редкое явление в современном мире. Меня должно что-то цеплять в роли, иначе зачем приходить в эту профессию?
- Говорят, театр начинается с вешалки, а на самом деле с чего он начинается?
- Когда я первый раз пришел в Александринский театр, долго стоял и размышлял, с какой ноги мне зайти на сцену. Кроме шуток. За этим шагом уважение. Не в том смысле, что "это великая сцена, и поэтому я на ней играть не могу" или "волнуюсь, и поэтому буду играть фальшиво, но с придыханием". Речь о том, что на сцену нельзя позволить себе зайти в грязной обуви, проходя через сцену, когда пришел с улицы, не снять шапку. Когда ты заходишь на подмостки, с тобой что-то происходит, меняется состав крови. Знаете, мои студенты пришли в театр, на сцене разложили сумки, начали есть. Говорю: "Немедленно убрать!" Ну нельзя же гадить там, где священнодействуешь. Помните: "Театр - это храм". Если к сцене не имеешь какого-то высокого уважения и трепетного отношения, она ответит тебе тем же. Студентам говорю, что они должны выйти на сцену из жизни, прожить кусочек жизни на сцене и уйти в жизнь. Ведь если ты подлинно существуешь и воспроизводишь жизнь человеческого духа, то тогда и сцена преображается
- Случались ли профессиональные курьезы, запавшие вам в душу на всю жизнь?
- Когда в самый неподходящий момент текст забываешь, конечно, это на всю жизнь запоминается. Мы играли, наверное, сотый спектакль "Труффальдино". Зритель сидит очень близко, я выхожу на сцену, открываю рот и забываю текст. Для публики все прошло почти незаметно, но для меня-то мир рухнул! Но я выкручиваюсь, говоря: "Не знаешь ль ты, что я хотел сказать тебе, о Труффальдино?", укладываясь в ритм и размер. Он понял, что произошло: "...хотели вы сказать, что...", и напомнил мне мой текст. Ну конечно, когда из таких ситуаций выкручиваешься, сам собой гордишься!