НА САДОВОЙ ПРИЮТИЛИ АНГЕЛА
В театре "Приют комедианта" поставили спектакль "Сбитый дождем"<br>
Историей про старого сеньора, упавшего с неба во двор к бедному латиноамериканскому рыбаку, театр откроет новый сезон. Журналист "НВ" побывал на июньских репетициях и видел "ангела".
В прошлом году во время гастролей "Стрелков-театра" в Петербурге главный режиссер "Приюта комедианта" Виктор Минков договорился с московским режиссером Гарольдом Стрелковым о совместной постановке. Выбрали пьесу белорусского драматурга Андрея Курейчика "Старый-престарый сеньор с огромными крыльями", написанную по мотивам одноименного рассказа Маркеса.
Главную роль блистательно исполнила Инга Стрелкова-Оболдина, жена и муза режиссера и прима "Стрелков-театра". Это первый случай, когда в репертуарном петербургском театре играет московская актриса. Она не боится быть смешной и вздорной, демонстрирует чудеса пластики, владеет искусством чревовещания и даже выступает в роли профессионального кукловода, когда общается на сцене со своим "ребенком" - тряпичной куклой.
Совершенно неожиданным предстал Александр Баргман: вместо привычного амплуа циничного героя-любовника и коварного обольстителя он с неизменным обаянием играет неуклюжего недотепу, робкого подкаблучника, у которого трепетная душа и доброе сердце.
Удивил и 80-летний Владимир Татосов в образе мудрого старого ангела. Актер, будучи виртуозом разговорного жанра, весь спектакль молча висит на трубках-веревках, словно неудачно приземлившийся парашютист, или сидит в клетке и тихонько курлычет на странном языке, но его лицо и взгляд необычайно красноречивы.
Что еще мы увидели на премьере? От оригинала Курейчика, где все довольно прямолинейно, мало что осталось. И дело не только в том, что текст значительно переделан, а монологи переставлены местами. У Стрелкова получилась совсем другая история - мягче, лиричнее, пронзительнее, глубже. Курейчик хотел иронизировать, смешить и сделал жителей бедной рыбацкой деревушки комичными и глуповатыми. Стрелков берет круче: показывает смятение в сердцах и попытки постичь смысл жизни. Он ищет ангела в каждом и человеческое - в ангеле.
Семейная чета Стрелковых на репетициях подчеркнуто вежлива и заботлива. Они ведут себя словно радушные хозяева, хотя вроде как в театре гостят. Гарольд уговаривает актеров спокойно, не торопясь пообедать перед репетицией, хотя дорога каждая минута. Инга улыбается и угощает коллег большой шоколадкой. Гарольд обращается ко всем исключительно "Дорогие мои!" тихим, вкрадчивым голосом. Кажется, он вообще не умеет кричать: неизменно тактичен и спокоен. И это несмотря на то, что буквально накануне премьеры было предостаточно недоделок и недочетов.
Репетиции прерывали только на сон или обсуждения, когда Стрелков собирал уставших актеров в холле: "Поговорим?" И вот они снова и снова проходят сцены по тексту, режиссер проигрывает целые куски, вскакивает, задевает табличку "Тихо! Идет репетиция", и она чуть не падает. Рядом сидит техническая служба и все-все старательно записывает: железки не обклеены - разобраться; поролончика не было - подложить; ангелу нечем дышать - трубочки расширить; крылья ангела вшить в жилет, чтобы Татосову было удобно; добавить тазиков для денег и подложить железки, чтоб звенело (нужно сделать "дзынь-дзынь-дзынь!"); приготовить "хлам", чтобы падал под ангела, - веревочки, перышки, тряпочки; сделать еще белых бумажных цветов для сцены венчания ангела и девушки; добиться, чтобы привезли живых кроликов - а то с плюшевыми неинтересно; найти, в чем хранить живую рыбу, чтобы она не подохла и не протухла.
Самая же главная проблема была с отлетом ангела. Маленькое пространство "Приюта комедианта" ограничивало фантазию и возможности постановщиков. Но в конце концов все получилось, и премьера прошла успешно.
Вздохнув с облегчением, Баргман говорит, что его персонаж постигает душу ангела; Курейчик уверен, что написал современную и злободневную пьесу, а Стрелков надеется, что спектакль поможет нам иначе взглянуть на мир. Так давайте пойдем в сентябре и взглянем.