НОВГОРОДЦЫ ПРОПИВАЮТ ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ
Вот уже целый год борьба с алкоголизмом идет на всех фронтах, но заметных успехов не наблюдается<br>
В июле прошлого года мэр Великого Новгорода Николай Гражданкин выступил в эфире местной телекомпании с сенсационным заявлением: "Новгородцы за 7 месяцев пропили бюджет города!" Это означало, что всего за 200 дней горожане закупили алкогольной продукции на сумму 864 миллиона рублей, что на 3 миллиона больше, чем весь бюджет города. С громкого заявления мэра Великого Новгорода началась законодательная и информационная борьба с алкоголизмом в отдельно взятом областном центре.
- Мэрией подготовлены поправки в федеральный закон о регулировании оборота спиртных напитков. Мы предлагаем, как и в советские времена, разрешить торговать алкоголем только организациям с большим уставным капиталом, а плату за лицензию увеличить до 5 тысяч рублей за торговлю крепкими спиртными напитками и до 1 тысячи рублей - за торговлю винами, - говорил мэр в сентябре 2005 года.
Дума Великого Новгорода вняла призывам. Действительно, в декабре вышли документы, по которым лицензия на торговлю спиртным с начала 2006 года стоит не 5 тысяч, а 25 тысяч 300 рублей.
В 2005 году из 380 торговых точек на территории Великого Новгорода 340 торговали водкой. В 2006 году лицензию получили только 200 из них.
Еще осенью 2005 года власти ужесточили правила проведения дискотек. По этим правилам службам безопасности развлекательных центров предписывается не пускать на вечеринку пьяных и выводить с нее уже напившихся.
- Ни для кого из нас не секрет, что молодежь напивается заранее, - поясняет директор одного из новгородских клубов Валерий Сергиенко, - потому что спиртное здесь дороже. Обычно молодежь выбегала на улицу, чтобы выпить в ближайшем ларьке. Теперь за такие забеги им еще раз придется платить при входе в клуб. Кроме того, тех, кто не стоит на ногах, мы разворачиваем у дверей клуба.
Информационная война развернулась: каждый месяц представители УВД области и города рассказывают новгородцам об операциях по изъятию нелицензированной алкогольной продукции, об уничтоженных сотнях литров самогона, о штрафах, наложенных на продавцов, отпускающих спиртное несовершеннолетним. Но результатов, похоже, ждать придется довольно долго.
Количество отдыхающих в новгородских парках с бутылкой пива или водки не уменьшилось.
- Ну знаю я, что нельзя пить пиво в общественных местах, - говорит студентка медицинского колледжа Елена, сидящая с подружками на скамейке в парке 30-летия Победы, - А мне захотелось пива. Еще ни разу меня не останавливали с тех пор, как придумали этот ограничительный закон.
По данным статистики, в этом году население Новгорода пить меньше не стало. Количество купленного спиртного держится практически наравне с прошлым годом.
Но интересные данные дает УВД Новгородской области. Оказывается, 12 процентов всех обращений граждан в милицию связано с жалобами на продажу некачественной алкогольной продукции. То есть новгородцы пьют и пить будут, но о здоровье своем все-таки задумываются.
Говорят, что большой популярностью в последнее время стали пользоваться номера доверия, по которым можно сообщить, где и кто торгует "паленой" водкой. В УВД полагают, что сознательность народа растет.
• На учете новгородского наркологического диспансера "Катарсис" (лечение от наркомании и алкоголизма) состоит около 6 тысяч человек, из них 267 подростков.
• С диагнозом "хронический алкоголизм" в "Катарсисе" числится 9 детей до 18 лет, 7 из них - девочки.
• По данным опросов новгородских школьников, впервые подростки пробуют алкоголь в 12 лет (в 2004 году - в 15 лет).
уроки истории
Первое упоминание об алкогольной продукции на Новгородской земле обнаружено в старорусской берестяной грамоте, найденной археологами в июле 2004 года. Текст документа XIV века состоит из восьми строк. На современном языке его содержание можно было бы передать так: некий Григорий обращается к Ермоле и Озикею (имя, впервые встретившееся в берестяных грамотах, предположительно библейского происхождения) с просьбой продать отосланные им шесть бочек с вином. Выручку же от проданного вина Григорий просит переслать его ребятам. О том, что это было за вино, учитывая, что на Новгородчине его не давили, можно только предположить: либо прибывшее к нам с Запада, либо медовое, которое и сейчас знают как медовуху.
МЕЖДУ ТЕМ В ГЛУБИНКЕ...
КОРЕЙЦЫ НЕ СМОГЛИ ПОБЕДИТЬ НОВГОРОДСКОЕ ПЬЯНСТВО
Новгородская глубинка вот уже много лет никак не хочет возрождаться. Более того, каждый год с карты области исчезает по несколько населенных пунктов. Но вот три-четыре года назад в области заговорили о корейском чуде. Сразу несколько корейских семей, работавших в советские времена в колхозах Узбекистана, переехали в новгородскую глубинку. Для жизни они выбрали Мошенской район.
Семья Ким поселилась в деревне Крепужиха. Решили поднимать сельское хозяйство. Занялись выращиванием капусты и моркови. За год отстроили каменный дом, какого в деревне ни у кого не было.
Местные не особенно радовались новым соседям. Но денег на водку занимать приходили. Корейцы предложили им отрабатывать деньги в их капустно-морковном хозяйстве. Тем более что местный колхоз уже развалился - работать было негде. А мужики относительно молодые со специальностью еще имелись. Спивались потихоньку.
Администрация района не могла нарадоваться корейской экспансии: молодые семьи, с детьми, работать хотят и местных делом занимают. Даже думали, что будет демографический взрыв - учитывая восточные семейные традиции. Планировали отстроить для корейских семей новые дома и сделать целые корейские улицы.
Однако непьющие колхозники со своими светлыми планами по спасению новгородской деревни так и не смогли прижиться в русской глубинке. Уже через год ни одной корейской семьи в районе не осталось. Свежевыстроенный дом семьи Ким стоит на окраине Крепужихи с разбитыми окнами. В деревне говорят, что и не могли прижиться непьющие иностранцы в нашем суровом климате.