ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЕРА

Владислав Пази: "Репертуарный театр - дело убыточное. Но отказаться от него - преступление перед русской культурой"<br><br>

Сегодня - сорок дней как скоропостижно скончался художественный руководитель Театра имени Ленсовета, режиссер и педагог Владислав Пази. Он умер 13 мая, на 62-м году жизни. Это случилось на отдыхе в Болгарии. Теперь мы публикуем его последнее интервью, которое не было опубликовано при жизни. - Владислав Борисович, зачем вам нужна была провинция? Чтобы в родном городе появиться зрелым мастером? - В Ленинграде для молодого режиссера, выпускника театрального института на Моховой, работы не нашлось, вот я и уехал. И 25 лет работал в провинции. В драмтеатре Бишкека нам (я же не один работаю над спектаклем - нам!) удалось создать ряд незаурядных спектаклей, с которыми театр неоднократно объездил всю страну от Камчатки до Питера. Были и ошибки, и руки подчас опускались. Что, впрочем, нормально. Творческая работа не идет гладко, она всегда сопряжена с какими-то падениями и подъемами. Но я петербуржец. Я здесь родился и здесь мои корни, родители, родственники, друзья. Надо было возвращаться. И я вернулся - по приглашению художественного руководителя Театра имени Комиссаржевской Виктора Новикова. Стал работать в Театре имени Комиссаржевской. Потом, когда мне стали предлагать руководить разными питерскими театрами, я выбрал Театр имени Ленсовета. - Возникали сложности, ситуации, когда хотелось бросить работу, сменить профессию? - Хотелось. Когда чувствуешь себя бездарным, ничего не получается, когда впадаешь в отчаяние. Особенно вначале, когда я только начинал, очень часто случались депрессии и появлялось неверие в собственные силы. Такое, повторюсь, бывает с любым человеком, который занимается искусством. Но поскольку никакой другой профессии у меня нет и никакие другие работы мне не известны, идешь и продолжаешь репетировать. Опыт, конечно, - очень важная вещь. Но надо все время волноваться, нельзя успокаиваться, нельзя быть самодовольным, холодным профессионалом. - Когда вы поняли, что готовы и способны сами делиться опытом с учениками? - Преподавательская моя работа продвигалась параллельно и постепенно: сначала я был просто преподавателем на чужом курсе. Потом вместе с помощниками набрал свой. Я довольно поздно начал заниматься преподаванием. Этому же нужно было учиться. - Как вам удается совмещать работу художественного руководителя, директора театра, режиссера-постановщика и педагога? - Сам удивляюсь, как все совмещается: репетиции с собственной работой над пьесой, которая в данный момент ставится, всякие организационные дела с занятиями со студентами. К тому же регулярно приходится ходить на различные заседания и совещания. - Отдыхать некогда? - Иногда езжу в командировки по России, ставлю спектакли за границей - тогда и отдыхаю, потому что там ничего, кроме репетиций, у меня нет. А репетиция для меня - самая легкая часть работы. - А самая тяжелая? - Организационная. - Я слышала, что в молодости, еще до театрального института, вы работали на заводе? - Дело в том, что я очень не любил школу. Она мне надоедала, доставая всякой неинтересной для меня ерундой. После 8-го класса я поступил в вечернюю школу, и меня устроили на завод оптиком-механиком. Ничего по-настоящему делать я не умел и выполнял простейшие операции на токарном станке. Тем не менее носил гордое звание - оптик-механик. Первую зарплату - рублей 40 - я очень гордо вручил маме. Она была потрясена. На заводе я проработал год. Но главное в то время для меня не школа была и не завод, главным был театр имени Павлика Морозова в Доме пионеров Смольнинского района. - Владислав Борисович, вы успешный человек. Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха? - Во-первых, стойкостью. В жизни много всяких неприятностей, неудач, они неизбежны. Что-то обязательно не получается, особенно в начале пути. Поэтому очень важно быть стойким, не впадать в отчаяние и стараться, несмотря ни на что, двигаться вперед. Второе, не надо спешить, пытаться получить все сразу. Ну и понимать суть дела. Если ты занимаешься кройкой и шитьем, то будь гениальным портным, а не только вертись на всяких фэйшенах. Хотя этот постулат сейчас могут оспорить. Мы видим, как делаются карьеры, - ни на чем, благодаря манипуляциям средств массовой информации. Но карьеры эти и стоят две копейки. А серьезные результаты, за которые людей уважают, достигаются серьезной работой. - Труппа велика. Каждый человек - индивидуальность. Руководить коллективом непросто. Какую бы сложность в работе с актерами вы назвали основной? - Артисты ищут способы совместить работу в театре со съемками в кино. Работают во многих местах не только для заработка, стараются реализоваться, им хочется многое успеть. Мы всегда стараемся договориться, найти компромисс. Наши лучшие актеры иногда, когда это нужно театру, жертвуют чем-то на стороне. Я их за это очень уважаю. Организовать работу театра бывает сложно как раз из-за актерской необязательности. - Как вы своих подопечных "лечите" от звездной болезни? При той востребованности, которая есть у многих актеров вашей труппы, наверняка кто-то ей подвержен. - Все зависит от интеллекта человека. Есть индивиды, которые начинают дуреть от популярности и совершают глупости. Такие актеры у нас есть, а с некоторыми мне пришлось расстаться, потому что по отношению к театру они вели себя совершенно непристойно. Звездная болезнь может протекать по-разному. Может по-детски, например, когда актеру просто приятно, что он такой знаменитый, но по отношению к театру он все равно ведет себя прилично. В таком случае звездная болезнь не мешает работе. А когда актер пытается унизить театр, поставить его на колени, начинает диктовать театру свои условия, это совершенно нетерпимо. Тогда мы расстаемся независимо от того, насколько ярок талант актера. - Каким вам видится будущее вашего театра? - Театр имени Ленсовета - государственный, репертуарный. А репертуарный театр - дело убыточное. Пока государство им занимается, репертуарный театр жив. Если государство сочтет возможным освободиться от репертуарного театра, он умрет. Но это будет величайшим преступлением перед русской культурой.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.