МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПАРТНЕРСТВО С ВЛАСТЬЮ ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ?
Ситуация (с выпадением из доходной части бюджета полумиллиарда рублей) действительно была неоднозначной. Но губернатор стояла на своем. И не зря.
Правительство внесло в Законодательное собрание законопроект о "вменёнке" в новой редакции, и депутаты поддержали его. Ими же принятый закон был радикально изменен в пользу малого бизнеса.
Что же до финансирования статей на нужды города и горожан, то никто не пострадал: были найдены дополнительные источники денежных поступлений. Все обошлось.
В последующие полтора года, в 2004-м и 2005-м, всякий раз соглашаясь с доводами Общественного совета и расчетами комитета экономического
развития, губернатор Матвиенко еще трижды проводила через ЗС законопроекты о снижении налоговых ставок для некоторых особо нуждающихся в поддержке категорий малого бизнеса. Надо заметить, что от этого суммы налоговых поступлений в городской бюджет не уменьшались, на что комитет экономики и рассчитывал; они даже существенно возросли, так как мелкий бизнес, когда налоговый пресс ослабевает, перестает прятать от налогообложения свои доходы.
Есть цифры, данные статистики, лучше всяких слов характеризующие сегодняшнее состояние этой сферы деловой жизни. Около двух лет в городе действует принцип "единого окна" при регистрации малого предприятия. Стоять в очередях, мотаться из одного учреждения в другое больше не нужно. Достаточно сдать необходимые документы в Едином центре регистрации юридических и физических лиц на ул. Профессора Попова, 39, и через пять дней предприятие начинающего бизнесмена оформлено по всем правилам.
Не знаю, имеется ли в каком-нибудь регионе еще такое же удобное "окно". Самое же интересное в том, что теперь оно каждый день регистрирует в среднем по двести начинающих предпринимателей. Да, каждый день - двести человек, решивших связать свое будущее с малым бизнесом! Такой стала степень его привлекательности. Не случайно ведь за два последних года количество малых предприятий в Питере выросло более чем на 34 тысячи - теперь их в городе, по последним данным, 160,9 тысячи. Число занятых в них превысило 630 тысяч человек - треть всех работающих в секторе экономики.
Впрочем, и проблем в этом секторе куда как больше, чем можно представить себе только по фактам, пущенным в информационный оборот функционерами Ассоциации малого бизнеса.
Но сперва все же о том, чем вызвано обострение ситуации по ларькам.
"ДЕЛО О ЛАРЬКАХ" НЕ ИСЧЕРПАНО
Конфликт возник из-за постановления правительства Петербурга № 1885, принятого в ноябре 2004 года и предусматривающего ликвидацию торговых точек, кроме газетных и билетных, на остановках городского транспорта. Естественно, оно не могло не встревожить владельцев ларьков, увидевших перспективу потери своего бизнеса.
Между тем в правительстве понимали, конечно, какие проблемы создает это решение. Подобные ситуации, когда по необходимости те или иные территории освобождали от ларьков, возникали и раньше, еще в бытность губернатором В.А. Яковлева. Недовольство неизменно выливалось в многочисленные жалобы во все инстанции, в пикеты у Смольного, поэтому теперь постановлению № 1885 был придан, как заметил Сергей Федоров, "по возможности наименее болезненный характер". Оно предусматривало анализ экономики этих малых предприятий, предоставление для них альтернативных мест, строгий запрет трогать торговые точки до истечения договоров на работу в данном месте. Более того, если даже договор у кого-то закончился, правительство шло на продление срока его действия еще на полгода. Но когда и эти шесть месяцев пройдут, ларек, извините, должен быть убран.
Увы, в правительственных бумагах все всегда получается куда лучше, чем в реальной жизни. Так вышло и на сей раз. В большинстве районов города действовали так, как предписывало правительство. Бизнес и власть не антагонисты, они должны уметь договариваться. Люди теряют работу, доход. Представитель власти обязан их поддержать. Тех, кого обстоятельства поставили в критическое положение, в цивилизованных странах чему-то обучают, изыскивают возможности восстановить их предпринимательскую деятельность. Лишившихся работы государство в любом случае обязано поддержать. Их и поддерживают. Но в нескольких районах чиновники принялись действовать по старинке: предпринимателей просто выбрасывали с занимаемых площадок, то есть ларьки сносили, не считаясь ни с тем, на какие тяготы обрекают этих людей и их семьи, ни с постановлением № 1885, требующим предоставления альтернативных мест.
Так вся эта каша и заварилась. Еще летом прошлого года. В Кировском, Петродворцовом, Петроградском районах создалась ситуация, когда пострадавшие, поддержанные некоторыми депутатами оппозиционных партий, стали объединяться, вышли в пикеты. В октябре 2005 года исковое заявление, подписанное владельцами ларьков, предназначенных к сносу, рассмотрел городской суд. Инициативу петербургской администрации, объясняющую снос ларьков соображениями эстетики городской среды и санитарных норм торговли, он признал вполне законной.
Тогда последовало обращение ларечников в
высшую судебную инстанцию - Верховный суд России. Когда в феврале этого года "дело о ларьках" слушалось в Москве, представитель городской власти впервые озвучил еще один аргумент: ларьки необходимо убрать от остановок к предстоящему в июле саммиту "Большой восьмерки". Чтобы первые лица государств и их многочисленные представители "посмотрели на чистый и красивый город".
Верховный суд согласился, что торговли на транспортных остановках Петербурга быть не должно. Что и отражено в его постановлении.