ТАМОЖЕННИКИ ХОТЯТ РАЗОРИТЬ "ФОРД"
Зарубежные компании не могут локализовать свое производство в России<br>
Автомобильный завод компании Ford Motor Company (FMС) в городе Всеволожске в последнее время стал поставщиком новостей поневоле. То очередная профсоюзная забастовка прогремит, то разразится конфликт сразу с двумя государственными силовыми структурами - Северо-Западным таможенным управлением и областными налоговыми органами.
В июне 2006 года таможенники обвинили завод "Форд-Всеволожск" в нарушении условий инвестиционного договора. Этот демарш СЗТУ знаменует собой новый этап отношений между зарубежным бизнесом и государством. Инвестиционное движение в России перестает быть односторонним.
ПЛАТА ЗА ЛЬГОТУ - 100 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ
Ваш корреспондент за последние 3-4 года несколько раз присутствовал на закладке первых камней и открытии "капиталистических" заводов в Петербурге и его окрестностях. В том числе - во Всеволожске, где 18 июня 2002 года состоялся запуск автомобильного конвейера компании Ford.
Алгоритм приветственных речей всегда одинаков. Губернатор благодарит крупного иностранного инвестора за то, что он выбрал для бизнеса невскую землю и предоставит на новой площадке 300 (500, 700...) высокооплачиваемых рабочих мест. Кроме того, глава региона объявляет о предоставлении очередному инвестору местных налоговых льгот.
В свою очередь, руководители концернов (Bosch, Alcatec, Scania...) дают слово губернатору, что "с развитием производства на завод будут поставляться узлы и детали от российских производителей". К сожалению, эти обещания выполняются далеко не всегда. Впрочем, о доле российской комплектации в объеме выпуска инвестор всегда говорит осторожно.
"Локальная" проблема завода "Форд-Всеволожск" актуальна и для Питера, где в 2007-2009 годах вступят в строй сразу 3 завода корпораций GM, Nissan и Toyota. Лидеры мирового автопрома получили статус стратегического инвестора. Все стратегические инвесторы с капитальными вложениями от 100 миллионов долларов, или трех миллиардов рублей, имеют в нашем городе региональные преференции.
В июне 2006 года депутаты ЗС приняли дополнения в закон "О налоговых льготах". Теперь стратегический зарубежный партнер на целых 5 лет освобождается от уплаты налога на имущество и получает более низкую ставку налога на прибыль (20 процентов).
Председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк обсчитал налоговую базу инвестиционного проекта в 5 миллиардов рублей и доложил ее на последнем заседании городского правительства. Чиновник подчеркнул, что без налоговых льгот бюджет получил бы от инвестора за
5 лет 1 миллиард 360 миллионов рублей, а с преференциями - 1 миллиард 80 миллионов. Таким образом, из доходов выпадает 280 миллионов рублей, зато в бюджет гарантированно поступает миллиард.
Валентина Матвиенко с такой арифметикой согласилась. Она подчеркнула, что годовой объем продаж машин будущих петербургских автозаводов Nissan и General Motors в 2009 году составит 40 миллиардов рублей. Это на 15 миллиардов больше, чем у городского промышленного флагмана - судостроения.
Сводная сумма вложений в первую очередь заводов "Ниссана" и "Тойоты" составит 315 миллионов долларов, или 8 миллиардов 500 миллионов рублей. Даже с учетом льготного налога на прибыль за 5 лет город соберет с этих двух производств налоговый урожай в 1 миллиард 600 миллионов рублей.
Но при всей привлекательности региональных льгот крупный иностранный бизнес приходит в Россию из-за федеральных преференций.
ЕГО ПРИМЕР - ДРУГИМ НАУКА
Ford Motor Company заключил договор о строительстве автомобильного производства в Ленинградской области в 1999 году. После дефолта приход на российский рынок такой мощной корпорации, как FMС, воспринимался как экономическое чудо.
Американцы получили невиданные льготы. В числе главных - право на беспошлинную доставку во Всеволожск "родных" узлов и деталей (машинокомплектов) модели Ford Focus и беспошлинный вывоз готовой продукции. По инвестиционному договору с Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ) России и СЗТУ завод "Форд-Всеволожск" считался таможенным складом. Это давало ему огромные конкурентные преимущества по сравнению с "Фокусами", собранными в других европейских странах.
Словом, FMС во Всеволожске получил много прав (в том числе - региональные льготы по налогу на прибыль) и только одну обязанность. По условиям соглашения с Министерством экономического развития завод к 2006 году должен был локализовать производство (привлечь к сборке российских партнеров) на 40 процентов, а в 2007-м уже на 50.
Хозяева конвейера об этом условии, видимо, "забыли", и их понять можно. Ну не умеет отечественный автопром делать качественные машины и даже запасные части! Однако российские чиновники вписывали в договор заведомо невыполнимый пункт. Или они надеялись, что через 5 лет все будет иначе?
Иностранцы соглашались, чтобы не платить большие деньги за раста-можку, и таким образом нарушали условия договора. С середины июня 2006 года работники СЗТУ начали оформлять всеволожские "Фокусы" без "кордонных" льгот. По данным СЗТУ, полностью растаможенная машина станет дороже сразу на 140 тысяч рублей, что сделает "Фокус-2" неконкурентоспособным. Правда, к оформлению "по полной" таможенники еще не приступили.
Владельцы завода настаивают, что условие 40-процентной локализации ими выполняется. Так как реальное производство по документам считается таможенным складом, доля локализации рассчитывается не по объемам российских поставок. Расчет идет по себестоимости - зарплате, издержкам на энергообеспечение и другим факторам.
Юристы FMС будут опротестовывать действия таможни в Арбитражном суде и, возможно, выиграют процесс. Но конфликт интересов на областном "Форде" - это не частный случай, а предупреждение зарубежным компаниям: условия инвестиционного договора надо выполнять. Времена, когда мы соглашались на любые условия иностранного партнера, прошли.
...14 июня 2006 года в Шушарах заложили новый завод компании Ge-
neral Motors. Управляющий директор GM по России и странам СНГ Уоррен Браун пообещал, что при производстве модели "Шевроле-Каптива" будут использоваться детали и российских поставщиков. В каких объемах - менеджер не уточнил, но, видимо, локализация прописана в инвестиционном договоре между General Motors и МЭРТ России. На решение американцев обосноваться в Питере во многом повлияло постановление правительства РФ о таможенных льготах на импортные автокомпоненты.
GM прыгнул в последний вагон российских льгот. Договор с ведомством Грефа они подписали 29 мая 2006 года, а с июня прием заявок на таможенные льготы МЭРТ приостановил. Правила ВТО, куда собирается вступить наша страна, запрещают практику налоговых уступок.
Выполнят ли свои обязательства американцы?
(Продолжение темы на стр. 7)
• По данным СЗТУ, задолженность завода "Форд-Всеволожск" таможенным органам составила 400 миллионов рублей. На эти деньги можно собрать 2,5 тысячи автомобилей Ford Focus. 124 миллиона рублей уже поступили на счет таможни.
• За сутки через Северо-Западное таможенное управление проходит до 300 машинокомплектов для модели Ford Focus. Которые раньше поступали на завод беспошлинно. С 16 июня 2006 года растаможка этих 300 комплектов обходится в 42 миллиона рублей.