ТРЕБУЕТСЯ АВТОСЛЕСАРЬ С АНГЛИЙСКИМ ЗА 20 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
GM, Toyota и Nissan столкнутся с дефицитом квалифицированной рабсилы<br>
Прекрасно, что в Петербург пришли три лидера мирового автопрома. Но возникает ленинский вопрос: где кадры, которые будут решать все?
Ленинград-Петербург никогда не выпускал автомобили. Иностранные же инвесторы не скрывают, что на конвейере будут работать именно россияне. Совместными усилиями Toyota, GM и Nissan обещают трудоустроить на своих конвейерах не менее двух тысяч петербуржцев. Но требования у этих компаний к персоналу весьма жесткие.
Помимо высокой квалификации, которую еще нужно приобрести, претендент на место автослесаря должен знать несколько фраз по-английски. Российский же кандидат на должность инженера обязан speak English чуть ли не в совершенстве.
Совместить технические и лингвистические знания даже в нашем городе могут немногие. Можно, конечно, и подучиться языку - был бы материальный стимул.
А вот с этим в нашем регионе - напряженно.
В окрестностях Петербурга, например, вот уже 4 года работает автозавод компании Ford. Бизнес идет успешно: выпуск машин за это время увеличился в 7 раз, а модель Ford Focus столь популярна у потребителей, что на нее существует полугодовая предварительная запись.
Но на успешном предприятии возник конфликт экономических интересов. Работодатель, видимо, посчитал, что зарплата в 15 тысяч рублей для жителя Ленинградской области - это очень хорошо. Однако труженики конвейера, прошедшие жесткий конкурсный отбор, с американцами не согласились.
Весь последний год Всеволожский завод периодически сотрясали забастовки и другие акции протеста. Результатом длительного и упорного противостояния стал компромисс. Рабочие требовали 30-процентную прибавку к зарплате, а их хозяева согласились только на 15.
Не все участники забастовки остались довольны таким консенсусом. Конфликт на заводе "Форд-Всеволожск" с пользой для себя использовали менеджеры питерской "Тойоты", которые начали переманивать в Шушары опытных специалистов конкурента.
Генеральный директор московского консультационного агентства "Автокадр" Татьяна Григорьева отметила следующую тенденцию:
- Иностранцы думают, что русские мечтают получить запись в трудовой книжке о работе в западной компании даже при зарплате в 10-15 тысяч рублей. Компания "БАСФ-Восток", например, к вакансии оператора на вредные окрасочные работы с зарплатой 12-14 тысяч рублей и графиком работы с 7 до 16 часов выставила следующие требования: высшее образование, знание английского языка и опыт работы на станках с программным управлением. И это - в Москве. Естественно, что никто на эту вакансию не откликнулся.
Toyota собирается запустить свой конвейер в Петербурге в конце 2007 года, их шушарские соседи из GM - в конце 2008-го, Nissan - вообще в 2009 году. Словом, время для подбора персонала у этих компаний еще есть.
Но где они намерены искать квалифицированные кадры - пока тайна. Во всяком случае, ни один из трех китов будущего петербургского автопрома не объявил о создании учебного центра для повышения квалификации. Эксперты кадрового рынка считают, что единственный путь решения кадровой проблемы - стажировка на лучших заводах концернов.
Все 7 иностранных автозаводов, которые уже имеют свое производство в России, активно экономят на фонде оплаты труда. Это их главное конкурентное преимущество на западных рынках.
Но если такая экономия станет самоцелью и в нашем городе, качество "Тойот" и других машин петербургской сборки не будет отличаться от качества "Жигулей".