ПОЧЕМУ ТАК ПЕЧАЛЬНА ДУША...
На изломе времен, при смещении пластов векового жизненного уклада литература теряет корневую силу, способность подпитываться из сокровенных глубин. Не случайны стилевые крайности литературы 1920-1930-х годов - цветистая, орнаментальная проза, пресыщенная красками, образами, как демонстративное проявление подросткового своеволия, с другой стороны, рубленый, телеграфный слог "Бронепоезда 14-69".<br>
На рубеже XX-XXI веков из расселин нового слома выплеснулась, хлынула безбрежная река псевдолитературы - от лучших ее образцов, где подделка "почти как золото", до карманных томиков "дамских" романов, сочиняемых артелями литературных поденщиков под "раскрученное" имя. Индустрия развлечений вобрала в себя и указала надлежащее место еще одному виду прибыльного гешефта.
Массовая подмена художественной литературы суррогатом свидетельствует о многом. Прежде всего о страхе приблизиться к беспощадной реальности дня. Облаченная чаще всего в камуфляж детектива, массовая современная книга ничего общего не имеет с классической литературой, никогда не трусившей, не изменявшей нравственной правде. Бессилие современной беллетристики проявляется в отсутствии героя - в русской литературе, да и в мировой тоже, стяжатель, хищник, мироед никогда не был героем и, оказавшись заглавной фигурой романа, повести, рассказа, неизбежно терпел крах. Такой справедливый, высший суд изначально невозможен в нынешней атмосфере культа наживы, насилия, аморализма.
И все же родники художественного слова не иссякли, и в нашей петербургской прозе есть книги, имена... Прочитайте "Охотничьи рассказы" Игоря Дядченко - мудрые, поучительные истории для взрослых и детей, написанные прекрасным русским слогом, уходящим к истокам классической русской "охотничьей" прозы. Заметим, что за полтора века со времени выхода "Записок охотника" ни одна тургеневская строка, ни одно слово не обветшало, не состарилось. Каждый язык имеет свой "золотой запас", не подверженный расхищению, уценке.
Сложное, метафоричное письмо Вячеслава Овсянникова еще ждет своего читателя, как и повести, романы Сергея Носова, Юрия Чубкова, Петра Кожевникова, Анатолия Бузулукского, Николая Тропникова... Изданные тиражами самиздата, когда еще перешагнут они из круга писательского в круг читательский... Никак нельзя отнести к развлекательному чтению исторические романы Юрия Деткова "Осадный колокол" и "Императрица" - произведения обширные по охвату исторических событий и глубине осмысления происходящего. В прежние времена всеобщего чтения качественной литературы эти повести, романы стали бы событием не только питерского масштаба.
К счастью, работает еще и нравственный капитал наших предшественников. После "Прогулок к Пушкину" издал (и снова за свой счет) новую книгу известный петербургский прозаик Борис Сергуненков. Издательство писателей "Дума" выпустило военный роман Ивана Виноградова "Навеки твой". (Роман, написанный непосредственным участником всего в нем происходящего, как сказано в подзаголовке.) "Дума" познакомила читателей и с книгой Глеба Горышина "Звенит озябшая трава". Виноградова, Горышина уже нет с нами, но слово, выношенное в сердце, живет, тревожит, взывает... "Думал я совсем о другом, - размышляет герой горышинского романа, - как прожить этот день - Божий дар. Моей воли для этого мало, моя воля ничего не решит; воля Божья - дать мне этот день или отнять его у меня. Первый день августа проливается божественным нектаром. Все, что вижу, осознаю, ощущаю, доставляет высшее наслаждение - и ничего не стоит, даром. Я вошел в гармонию с образом жизни. Надолго ли? И почему так печальна душа? Почему по ночам нет сна..."
Смена эпох, общественных формаций, фантастические прорывы в области техники, генной инженерии, все новое, небывалое. А человек тот же - одинокий, страдающий, вопрошающий...