КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ "СЕВЕРСТАЛЬ"
Даже если российский гигант проиграет борьбу за компанию "Арселор", борьба за европейский рынок продолжится<br>
Завтра в Люксембурге акционе-ры второй в мире по объемам производства металлургической компании "Арселор" должны будут принять судьбоносное для себя и прецедентное для всей мировой экономики решение: принять ли им предложение о присоединении к российской "Северстали", создав вместе с ней крупнейшую в ми-ре металлургическую компанию, или же слиться с английским металлургическим холдингом "Миттал стил", который уже сейчас является мировым лидером
в производстве стали.
Сталь - один из базовых компонентов мировой цивилизации (наряду с нефтью, газом и продовольствием). Тот, кто контролирует сталь, контролирует реальный сектор экономики - от строительства мостов и небоскребов до производства автомобилей и военных кораблей. Поэтому уже больше месяца вся Европа с напряжением следит за борьбой российского и английского (если говорить о месте регистрации) металлургических гигантов.
Следят за ней и в Москве, потому что это наша первая столь масштабная попытка приобретения за рубежом стратегической отрасли.
Следят и в Петербурге. Глава и фактический владелец "Северстали" Алексей Мордашов, хотя формально и считается череповецким олигархом, а офис имеет в Москве, на самом деле больше чем наполовину питерский человек. Здесь он учился (окончил в 1986 году Инжекон) и познакомился со многими своими нынешними партнерами. Здесь, в Колпино, он построил крупнейший трубный завод (инвестиции составили 250 миллионов долларов, трубы будут использованы при строительстве Северо-Европейского газопровода), планирует построить еще один. Он же контролирует значительную часть Морского торгового порта, через который идет отправка его металла на экспорт. Так что возможная сделка с "Арселором" имеет принципиальное значение и для Петербурга.
Переговоры "Арселора" с "Северсталью" начались весной, а в конце мая уже было объявлено о предстоящем слиянии. Однако в этот момент франко-люксембургский холдинг получил еще более выгодное предложение - от "Миттал стил". Дальнейшую партию руководители "Арселора" разыграли как по нотам. Они вроде бы приняли предложения главы "Миттал", британского подданного и выходца из Индии Лакшми Миттала, но намекнули Мордашову, что если тот тоже повысит цену, то "Миттал" готов рассмотреть новые предложения. В течение июня оба холдинга раз за разом предлагали "Арселору" все более выгодные условия. Возможность стать стальной компанией номер один в мире с большим отрывом от конкурентов действительно многого стоит. Борьба шла на равных. Хотя в финансовом отношении "Миттал" (напомним, самая крупная стальная компания мира) все же сильнее "Северстали", второй по величине металлургической компании России.
Но проблема не только в этом, а еще и в том, что деловые круги, политики и просто обыватели Западной Европы вообще не хотели бы отдавать контроль за чем бы то ни было, тем более за стратегической отраслью, российским компаниям. Откровенных заявлений на эту тему в европейской и американской прессе прозвучало достаточно. И это не менее серьезная проблема, чем финансовые возможности нашего бизнеса. Можно обижаться на европейцев за двойные стандарты, можно критиковать их за русофобию, как делают наши политики, но нельзя с этим не считаться. В глазах еврообывателя (в том числе европолитика) Россия остается загадочной и непредсказуемой страной.
Как решить эту проблему, не знает пока никто. Видимо, ее нужно разделить на части и работать с ними по отдельности. Во-первых, европейцы, как и все остальные, уважают силу и твердость. Например, стоило президенту Владимиру Путину высказаться на Петербургском экономическом форуме в том смысле, что доступ к российским газовым месторождениям получат компании только тех стран, которые разрешат "Газпрому" скупить их национальные газораспределительные сети, как на эти условия без колебаний согласилась Германия, чуть позже Италия. А остальные страны внезапно смягчили свою непримиримую позицию: не отдалим русским наш газовый бизнес. Такой язык переговоров европейцам понятен. Кстати, примерно так ведут себя нелюбимые, но уважаемые Европой американцы.
Что же касается "во-вторых"... Завоевать доверие европейского общества - это еще труднее, чем проявить твердость. Но это тоже возможно. Всего сто лет назад любой европейский обыватель и даже предприниматель почитал для себя за честь и большую удачу переехать в блестящий Петербург и открыть здесь булочную, парикмахерскую или поставить завод. Тогдашняя Россия со всеми ее особенностями была открыта и понятна. В отличие от нынешней, которая изменяется настолько быстро, что остальной мир не понимает, с какой, собственно, страной он имеет дело.
...Судя по последним сообщениям, шансы на то, что акционеры "Арселора" предпочтут сделку с "Северсталью", уменьшаются. Но игра за европейский рынок отнюдь не проиграна, потому что она только начинается.
ЗАГРАНИЦА НАМ РАССКАЖЕТ
"Прорыв русского олигарха Алексея Мордашова в "Арселор" порождает некоторые опасения "ползучего захвата" компании".
"Фигаро"
"Странно видеть, что ключи от стали "Арселор" переходят в руки российского миллиардера. Это представляет большой риск в будущем... Располагая уже таким энергетическим оружием, как "Газпром", Москва может увидеть повод завладеть таким стратегическим продуктом, как сталь".
"Эко"
"В прошлом году российские компании, которые благодаря высоким ценам на природные ресурсы получают все больше средств, совершили за рубежом сделок на 6 миллиардов долларов, что примерно в 4 раза превышает показатель 2004 года. В 2006 году сумма вырастет еще больше. И это не вызывает у западных бизнесменов чувства комфорта"
Thomson Financial
КОММЕНТАРИИ
Стивен Поуп, аналитик Canton Fitzgerald:
- Все еще жив имидж России не как пушистого плюшевого мишки, а как агрессивного медведя... Некоторые инвесторы до сих пор думают, что все, связанное с Россией, несколько сомнительно и подозрительно.
Джорж Ньяньяс, глава специализирующегося на операциях с Россией лондонского хеджингового фонда Denholm Hall:
- Многие западные инвесторы все еще воспринимают Россию как место, где заправляет мафия, хотя реальность в том, что российские добросовестные бизнесмены ничем не отличаются от добросовестных бизнесменов остального мира.
Роб Эдвардс, аналитик металлургического сектора Renaissance Capital:
- Если вы - управляющий пенсионного фонда в Брюсселе, то вы не захотите, чтобы ваши ключевые активы контролировал российский олигарх - вне зависимости от того, есть у вас причины для опасений или нет.
Все подробности - в ближайших номерах "НВ"