СЮЖЕТ ЯЗЫЧЕСКИЙ, ИСПОЛНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ...

Или как сыграть на аккордеоне авангардно<br>

Эвелину Петрову еще в 1998 году джазовые критики назвали "открытием года". Исполнять причудливые песни под классический аккордеонный аккомпанемент возьмется не каждый. Незадолго до очередной гастрольной поездки в Европу корреспондент "НВ" встретился с исполнительницей и убедился, что эксперименты по совмещению несовмещаемого приводят к появлению неординарного звучания. УМЕЕШЬ РАЗГОВАРИВАТЬ? ЗНАЧИТ, УМЕЕШЬ ПЕТЬ Эвелина заваривает крепкий кофе и приглашает посидеть на кухне... "Как и все дети, я ходила в музыкальную школу, - начинает она рассказ о себе. - На аккордеоне стала играть в пятом классе. Хотела по примеру первой учительницы музыки быть свадебным тамадой - распевать песни и выступать на застольях. Мечта, конечно, достаточно абсурдная. Затем музыкальное училище, потом несколько лет в театральной академии. Учеба в Петербургской консерватории..." Аккордеон сегодня воспринимается в очень узком спектре звучания - фольклор, танцевальная музыка, ну и популярное сейчас аргентинского танго - Астора Пиаццолла. "Было время, когда мы с виолончелистом Виктором Соболенко тоже дуэтом исполняли программу "Старое, новое и новейшее танго". Но это все не то, - говорит Эвелина. - Столько людей играют танго. А я люблю эксперименты - музыку на грани дозволенного и недозволенного". И Эвелина вспоминает историю, как после нескольких лет совместной игры с трубачом Вячеславом Гайворонским дуэт распался и ей пришлось ехать на гастроли одной и прямо на сцене "искать себя" - вырабатывать свой музыкальный стиль. После этого аккордеонистка занялась сольной карьерой, а также нашла уникальное амплуа - исполнитель классической музыки и фольклорный вокалист одновременно. "Мне всегда нравилось искать самовыражение (а вокал Эвелины сродни чему-то глубокому и шаманскому. - Прим. авт.). Не понимаю музыкантов, которые скромничают и отказываются петь и играть в одно и то же время. Я человек легкий, и в этом плане комплексов не чувствую. Если мне надо показать, как, например, поет птица, как мужики деревенские кричат, как девушки разговаривают, я это делаю. А теперь еще могу и других убедить, даже самых интеллигентных мужчин-музыкантов, что надо "раскрываться". Всегда спрашиваю: "Ты умеешь разговаривать? Значит, умеешь петь". И многие соглашаются попробовать что-нибудь исполнить". "ШУМЕЛ КАМЫШ" Я НЕ ИГРАЮ! Аккордеон хоть и народный инструмент, но все-таки нельзя сказать, что классику на нем не играют. Существует много переложений произведений мировых композиторов. Естественно, диапазон не такой огромный, как для фортепиано. В этом, кстати, есть свои минусы. Меньше возможностей му- зыкального воплощения и реализации. Но думать, что аккордеону уготована судьба деревенского инструмента на застольных посиделках, - это, что называется, позапрошлый век. И Эвелина Петрова своим творчеством это абсолютно точно демонстрирует: "Да, я занимаюсь фольклором, но не в чистом виде, как это принято понимать. Меня интересует сюжет - сказка, былина, колыбельная. И я ее пытаюсь совместить с академическим звучанием аккордеона, чтобы получился новый, авангардный смысл. Но это не самодеятельность, не исполнение частушек или прибауток. У меня другая задача - найти новый вариант музыкального существования инструмента. А "Шумел камыш" или что-нибудь в этом роде я не играю!" ЯЗЫЧЕСКИЕ КОРНИ Банально или нет, но Эвелина считает, что сегодня мы очень далеки от славянской культуры и ею не интересуемся. Хотя ушли не так уж и далеко. "Какая энергетика раньше существовала в песнях, и сколько эмоций было. Возьмите свадебные обряды или похороны. А сказочные типажи вообще отдельная история. Ритуалы... Да это не только у нас! Во всем мире. Африка или Новая Гвинея - там до сих пор сильна мифология и язычество". Добиться древнего звучания, сходного с фольклорными песнями, Эвелина не пытается. На современном шикарном итальянском аккордеоне она играет академическую классику. Вот только сопровождает ее очень нестандартным вокальным пением. "У меня есть композиция про комара - сюжет шуточный: "Комара муха не любила, кумысом напоила..." - а пою ее ну так серьезно, что со смеху можно упасть". СКЛОННОСТЬ К "ТЕАТРАЛЬЩИНЕ" Кривляться, дурачиться, смеяться, плакать, нахальничать - все это позволительно, когда играешь на аккордеоне. Ведь если исполнять строго по правилам, убеждена Эвелина, то это скучно и давно "отработано". "Когда одна на сцене выступаю (за исключением некоторых дуэтных номеров), то все на мне. Играю музыку, пою, делаю "звуковую декорацию" просто из воздуха и пытаюсь рассказать сюжет. Целый спектакль получается. Как вот показать ситуацию свидания? Молодой человек ждет, нервничает - она все не идет. Надо и голосом интонировать, и чтобы по музыке все совпадало. А сенокос? Попробуй-ка изобрази толпу деревенских мужиков. Или бабу сварливую? Сижу и думаю: где и как спеть, что при этом сыграть? Я ведь училась несколько лет на Моховой, поэтому у меня склонность к "театральщине". Это помогает".
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.