ПЕТРУШКУ НА НЕВСКОМ ОБИЖАЮТ РЕДКО

Старинный персонаж выступает в Питере только раз в году<br>

Странный писклявый голос и необычные музыкальные звуки разносились над головами людей, столпившихся на углу Невского и Малой Садовой. То и дело толпа взрывалась хохотом. Здоровенные бугаи, уже успевшие влить в себя не одну бутылку пива, томные девицы, разодетые в пух и прах, застыли с по-детски восторженными выражениями лиц. Огромная толпа взрослых детей! И вызвал эти эмоции у людей простой Петрушка, убегавший от такой же перчаточной куклы-собаки, лупивший тряпочного неприятеля палкой и запихивавший его в маленький картонный гробик после того, как ему ссыпали пожертвованную публикой мелочь. -Мы каждые белые ночи приезжаем в Петербург на три дня, - поясняет основатель московского театра "Бродячий вертеп" Александр Греф, химик по профессии, несколько лет проработавший в музее театра Сергея Образцова и изготовивший для него несколько вертепных кукол. - Почему на улице выступаем? Так это же в традиции Петрушки, в традиции старых бродячих кукольников! На улице публика непредсказуема, и для нас принципиально важно играть именно для такого зрителя. Настоящий Петрушка работает с проходящей публикой. А театр вырождается, когда работает не в природной среде... И это при том, что выступление на улице перед разношерстной публикой - очень трудная работа. Опасная и тяжелая, и стражи порядка не всегда лояльны, и зрители попадаются не самые доброжелательные. Самая неприятная публика - пьяная молодежь, агрессивная и не шибко разумная. Но при этом, по словам Александра, в Петербурге зрители в целом радушнее и добрее, чем во многих других городах. Все представление играется в небольшой ширме с надписью "Петрушка". Конструкция ничем не отличается от тех, что появлялись на городских улицах в средние века. Поэтому и дух выступлений "Бродячего вертепа", лауреата множества фестивалей, какой-то особенный, "антикварный". Ощущение перенесения в прошлое возникает еще и благодаря старинному инструменту, на котором играет Александр Греф. - Это колесная лира, - поясняет основатель "Бродячего вертепа". - Изобретение менестрелей с тысячелетней историей, появившееся гораздо раньше шарманки. У нас, правда, инструмент новый, сделанный по нашему заказу российскими мастерами. Но не меньше, чем колесная лира, примечателен и голос самого Петрушки, которого заставляет двигаться, говорить и петь актриса "Бродячего вертепа" Елена Слонимская. - Слушай, а как она так говорит? Это специальная тренировка, что ли? - недоуменно спрашивала девушка с пирсингом в носу своего спутника, когда Елена Слонимская с Петрушкой в руках пошла "в народ". Нет, петрушечный голос - заслуга специального инструмента - "пищика", или "говорка". Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая забавный писк. "Говорок" устроен точно так же, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется и раздается тот самый "петрушечный" голос. Каким бы простым делом это ни казалось, овладеть специфической техникой достаточно сложно. Елена Слонимская, названная "лучшей Петрушкой страны" на многих фестивалях и конкурсах, умеющая играть на полусотне инструментов и поющая на девяти языках, положила не один год на овладение "пищиком". Ведь двигая куклами и безостановочно разговаривая, "говорок" можно случайно выплюнуть или даже проглотить... В Петербург Петрушка приезжает за свои деньги. Монеты и мелкие купюры, которые бросают в шляпу прохожие, конечно, не могут покрыть все расходы актеров. Но зрительские аплодисменты, смех и улыбки не менее приятное вознаграждение, поэтому и в следующем году Петрушка приедет на Невский проспект.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.