ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА: "ЕСЛИ НАЧНЕШЬ ПЕТЬ, УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬСЯ"
Знаменитая оперная певица любит общаться, учиться и дарить людям радость<br>
Елена Образцова поет в самых престижных театрах мира: "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Карнеги-холл". Она смело ломает оперные стереотипы, исполняя Кармен босиком, и участвует в джазовых концертах. Поклонники осыпают ее цветами и подарками, главы государств целуют руки.
В родном городе Образцова бывает часто, но все больше по делам. Последний ее приезд был связан с конкурсом молодых исполнителей, а заодно и с выступлением в книжном магазине "Буквоед", благодаря чему корреспонденту "НВ" и представилась возможность побеседовать с оперной дивой. В общении примадонна, оказывается, проста и доброжелательна. Никакой "звездности"!
Карьерой обязана Петербургу
- Елена Васильевна, завершился Международный конкурс юных вокалистов. Что вас подвигло к его созданию?
- Меня волнует будущее нашего вокального искусства. После перестройки мы потеряли уже три поколения вокалистов. В этом виноваты те, кто пустил в массы рок и попсу, их слышно с утра до ночи по радио, они не сходят с телеэкрана. Нас воспитывали на классической музыке. А теперь этого нет. Вот и хочется не только проводить конкурсы, но и создать школы в Петербурге и Москве. Мои коллеги, которые уже не поют на большой сцене, готовы преподавать.
- Что вы думаете о юных певцах, которые выступали на конкурсе?
- Мы готовили его для маленьких ребятишек. Думала, их будет 45-50 человек, а приехали 120! Со всей страны и даже из-за рубежа. Очень сложно было выбрать, кому давать премии. Попадались очень талантливые, поцелованные Богом детишки.
- Вы много раз говорили о создании собственного центра и театра на Петроградской стороне. Как обстоят дела?
- О, это целая история, требующая отдельного разговора. Скажу только, что она включает в себя и неоднократные схватки с чиновниками. Сейчас мы находимся на стадии оформления документов, а строить будем рядом с Музеем Шаляпина.
- Кому или чему обязаны вы своей карьерой, что повлияло на ваш выбор профессии?
- Тем, что сделала такую ошеломляющую карьеру, я полностью обязана Петербургу, где родилась перед самой войной и где прошли мои детские годы. Я думаю, что красота нашего города, потрясающая архитектура, люди, которых я встречала, и доброта, исходящая от них, зародили в душе все то прекрасное, что есть во мне сейчас.
Запела я в пять лет. Это ведь как наркотик: начнешь - не остановиться. Помню послевоенные замечательные концерты величайших людей - Зарочки Долухановой, Давида Ойстраха, Святослава Рихтера. Мы стояли в очередях за билетами ночью, а рядом дежурила конная милиция. Столько было людей, стремившихся попасть в Филармонию! Сейчас желающие тоже есть, но не все в состоянии купить билет. А те, у кого есть деньги, не рвутся. Сегодня сложилась странная, неприятная ситуация. Многие места в Большом театре, где я пою уже 43-й сезон, выкупаются заранее - за месяц, а то и за несколько месяцев. А на концерт люди не приходят! И места пропадают. Что с этим делать, я не знаю.
Кого не устраивает бронзовая Ахматова
- Поделитесь, пожалуйста, творческими планами.
- В Мариинском театре в следующем сезоне предполагается постановка "Кармен". Еще очень хочется принять участие в проекте, где я могла бы исполнить помимо оперных арий и оперетту, и джаз, и еще что-нибудь для меня нестандартное. Но это скорее не планы, а мечты. На сегодняшний день главная боль - установка памятника любимой поэтессе Анне Ахматовой. Я долго уговаривала замечательного скульптора из Вашингтона Петра Шапиро, чтобы он создал памятник, а сама раздумывала: если будет из мрамора - надо поставить в Царском Селе, а если из бронзы - у Большого дома, где поэтесса стояла в очередях, чтобы послать передачу сыну. Шапиро выполнил в бронзе. Но пока от наших чиновников я ничего не смогла добиться, и не знаю, удастся ли установить памятник Анне Андреевне хоть где-нибудь в городе. Я не понимаю, в чем сложности. Если посмотреть на то, что устанавливают, - это же полный ужас, а здесь - настоящее произведение искусства, абсолютно совпадающее с эстетикой Петербурга. В конечном счете, если городская администрация не решит вопрос положительно, придется поставить памятник в моем театре.
"А в каменоломне работать не хочешь?"
- Что вы больше всего любите в жизни? Кроме пения, разумеется.
- Я очень люблю общаться с людьми, потому что каждый человек - это отдельная история, каждый воспринимает жизнь по-своему и вбирает только свое. Я как-то ехала в купейном вагоне и пожаловалась на то, что постоянно в разъездах, с чемоданами, ребенка не вижу, сплю не в своей кровати, и дядечка, который долго слушал мои жалобы и молчал, вдруг сказал: "А в каменоломнях работать не хочешь?" Вот вам и вся философия. Подобные встречи очень многому учат. Так что люблю общаться, учиться у других и дарить радость своим пением.
- Какая ваша самая любимая оперная партия?
- Очень трудно сказать, потому что всегда самая любимая - последняя. Так же как и мужчина. Последний - самый лучший.
- В неофициальной обстановке вас можно видеть в футболке, на которой изображена собачка...
- В моей жизни всегда были собаки, коты, вороны, галки, ежи, черепахи. Сначала я приносила их в дом, потом стала приносить дочь. У нее сейчас шесть котов и собака. А у меня маленькая собачка Кармен, которая четыре недели назад родила дочку Лизетту. Еще у меня есть большая собака Дашка - рыжий пудель и доберман Сережка. Вот такая большая семья. Внук, кстати, решил стать ветеринаром. К пению его не удалось пристрастить. А вот животных очень любит.