ДОШЛИ ДО "ТОЧКИ"
На экраны вышел новый фильм о жрицах "горизонтальной профессии"<br>
Картина называется просто и коротко - "Точка". А поставил ее режиссер Юрий Мороз, известный как мастер детективного телесериального и экранного жанра. В его активе - история о Каменской и фильм "Черный квадрат". Нынче он решительно взялся за освоение темы, которая всегда автоматически вызывает к себе повышенный зрительский интерес, ибо героями его "Точки" стали проститутки, трудящиеся в поте лица на улицах российской столицы.
В связи с выходом "Точки" многие сразу же вспомнили "Интердевочку" Петра Тодоровского. Профессиональное тождество между киногероинями - чисто номинальное. Все-таки почти двадцать лет прошло. Да и у героини Елены Яковлевой статус в профессиональной, "проституточной" табели о рангах явно выше на не-
сколько порядков по сравнению с теми тремя девицами, кои и определены фантазией режиссера Мороза в главные героини его производственной драмы. И здесь впору вспоминать не "Интердевочку", а "Маленькую Веру", ибо судьба каждой из трех уходит корнями туда, где прошло их детство и юность, - в большой индустриальный мегаполис, очень похожий на тот, где искала свое интимное счастье безбашенная Вера (Наталья Негода).
Юрий Мороз оказался в "Точке" режиссером, беспощадным не только к зрителям, но и к своим близким, доверив две роли из трех дочери (Дарья Мороз) и жене (Виктория Исакова). Третьей исполнительницей стала Анна Уколова. Режиссер объединяет судьбы всех троих нехитрым приемом, поселив их в бытовке неподалеку от Рижского вокзала. И зрители сначала знакомятся с каждой из трех героинь. А затем узнают историю их прихода в профессию. Естественно, что по старинной отечественной культурной традиции сами девушки ни в чем не виноваты. Просто так сложилась их жизнь, что пришлось торговать собственным телом.
"Мойдодырка" (Дарья Мороз) появилась в Москве, чтобы заработать денег на лечение младшего брата. Кира (Анна Уколова) оказалась в столице у сводного брата, который ее изнасиловал. Пришлось девушке покинуть столь похотливого родственника и самой искать своего счастья на "точке". А у третьей героини история и вовсе напоминает фильм ужасов. Любила солдатика, а он погиб в горячей точке. Беременную Аню подобрали "добрые" люди на его могиле и стали сдавать тело девушки в аренду всем, кому не лень. Конечно, за деньги.
Даже в пересказе сюжет "Точки" выглядит как "чернуха" новой волны. Демонстрация же трудовых будней сотрудниц "точки" и вовсе выглядит как некий отчет о проделанной работе, где есть место и "субботникам", и садистам, и другим "странным" клиентам. А еще случаются всякие "попадалова" вроде перестрелок на тусовках. Для пущей правдоподобности Юрий Мороз рядом с актрисами на "точке" снимал настоящих проституток. Непонятно, правда, настоящим ли был их сутенер?
Сам быт "точки", места, где происходит "съем" девушек, выглядит вполне обыденно и привычно. Здесь режиссер позволяет публике фильма расслабиться. Конечно, не обошлось без нецензурной брани. Но для большинства из героинь такой язык - норма общения не только друг с другом, но и с теми, кто входит в их мир извне. Можно сказать, что брань - их профессиональный сленг, которым они выражают собственное неприятие того дна жизни, на котором все трое невольных подруг и оказались.
Мы имеем дело с жестко снятой производственной драмой, в которой нет места сентиментальности, ибо хотя профессия героинь и требует элементарного наличия эмоций и чувств, но самом деле более бесчувственной и циничной работы встречать не приходилось. У каждой из трех героинь по-своему развивается амнезия совести и морали. Единственным выходом им видится открытие собственной "точки", на что и уходят все их сбережения. Дальнейшее
развитие событий - своеобразная демонстрация неких производственных процессов в интимном бизнесе, где новичков особо не жалуют.
"Точка" - фильм, где старые социальные язвы вскрыты с большей медицинской безапелляционностью. Здесь не до переживаний, когда надо делать деньги. Пусть и за счет эксплуатации человеческого инстинкта размножения. Вопрос только в том, что предметом купли-продажи является не душа, но тело человека. Один из эпизодических персонажей в фильме сформулировал отношение к жизни парадоксальным образом: "Все - б....! А кто нынче не б....?!"
Похоже, что не только героини картины, но и само наше кино начинает доходить до "точки" в поисках сенсаций и откровений. Оказывается, что отечественную публику можно поразить не только большими бюджетами и впечатляющими панорамами с размахом, но и элементарным рассказом о какой-нибудь профессии. Юрию Морозу это удалось. В его творчестве "гламур" телесериалов явно был сменен на сермяжную правду жизни. Однако в какой-то момент мне почудилось, будто и "чернуха" из жизни проституток сама обернулось этаким запредельным визуальным гламуром, когда наслаждаются не красотой, но уродством.