ЕГО НАЗЫВАЮТ ПЕТЕРБУРГСКИМ СТРАДИВАРИ
Александр Рабинович раскрыл тайну производства скрипок знаменитого итальянского мастера<br>
Александр Сергеевич Рабинович увлекся струнными инструментами, когда ему было всего 10 лет. Но профессии музыканта он предпочел другую - скрипичных дел мастер. Она и оказалась его призванием. Повторить успех Антонио Страдивари он не стремился всегда, мечтал создать свой совершенный инструмент.
- Слово "копировать" я на дух не переношу! - рассказывает Александр Сергеевич. - Среди скрипок Страдивари вы не найдете двух одинаковых, они все разные. И звук у них разный!
Действительно, секрет инструментов мастеров из Италии не дает покоя многим на протяжении вот уже 250 лет. Разгадку тайны искали в корпусе: французский мастер Савар в свое время даже спроектировал скрипку в виде трапеции. Парижская академия ее звучание одобрила. А вот музыканта, который бы захотел взять такой инструмент в руки, так и не нашли. Потом стало модным считать, что все дело в материале, из которого Антонио Страдивари изготавливал свои скрипки. Особое внимание уделяли лакам.
- Что только не делали умельцы, - с улыбкой говорит Александр Рабинович. - Подбирали такой же в точности лак, как на инструменте Страдивари. И что самое смешное, даже делали на нем царапинки в тех же местах, что на оригинале!
Увы, но своей тайны итальянский мастер, умерший в возрасте 93 лет, не выдал ни своим сыновьям, ни ученикам.
- "Итальянцы" бывают разные. Некоторые очень страшные! Перекошенные, с кривыми сводами. Но при этом они живые! Они разговаривают. Поют, - с восторгом отмечает Александр Сергеевич.
Именно такой инструмент, живой, он и мечтал создать. Укрывшись от внешнего мира в крохотной мастерской (под нее выделена одна из комнат в квартире, где Александр Сергеевич живет с женой и сыном), с неизменной сигаретой во рту, Рабинович работал. Работал, чтобы в 1996 году по технологии итальянских мастеров создать безупречный инструмент.
Шаг первый - обработка древесины. Александр Сергеевич, так же как и Антонио Страдивари, использует для изготовления скрипок ель и клен из немецких Альп. Материал, проверенный веками. В домашних условиях он освобождает дерево от всего лишнего. Удаляет из капиллярных трубочек все, что мешает им звучать.
Шаг второй - лак. После долгих и порой мучительных экспериментов Александр Сергеевич доказал, что Антонио Страдивари покрывал свои скрипки лаком, в основе которого был сицилийский янтарь - полимерное вещество, способное пропускать звук. Правда, уже к XIX столетию запасы уникального янтаря на склоне вулкана Этна были исчерпаны. Поэтому для своих инструментов Рабинович использует янтарь балтийский.
Но и этого, уверяет Александр Сергеевич, недостаточно, чтобы создать настоящий шедевр.
- Раскрывать всех тайн не буду, - говорит он. - Вот идите ко мне в ученики лет на 25, тогда, может быть, и поделюсь, но только частью своего секрета.
За годы работы Александра Рабиновича в его мастерской родилось почти 400 инструментов. Сколько точно, он сказать не может. Сбился со счета. Ведь его скрипки, альты и виолончели приобретают музыканты не только из России, но и из Англии, Испании, Германии, Кореи и Соединенных Штатов Америки. Александр Сергеевич не доверяет плохим исполнителям, ведь они даже на "Страдивари" не смогут сыграть.
Назвать свой любимый инструмент мастер отказывается. Правда, в 1999 году родился "Джокер". На одном из концертов скрипка заменила музыканту инструмент Страдивари, на котором в тот день он не мог играть. Со своей задачей "Джокер" справился великолепно.
Другим инструментам петербургский Страдивари пока не решается придумать названия.
- Они все - "Безымянные звезды", - рассказывает он. - Посмотрим, что будет лет через 300. Может быть, какой-нибудь музыкант и даст им имя.