ТАТЬЯНА ПОЛЯКОВА: "Я СВЯЗЫВАЮ УСПЕХ СО СВОЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ..."
Известная писательница завела лягушку - "для привлечения денег"<br>
Говорят, абсолютно счастливых людей не бывает. Во всяком случае, мне такие не попадались. До прошлой недели. И вот случилось! Я познакомилась с женщиной, которая сказала мне:
- У меня все в жизни хорошо, проблем никаких. Замечательный муж, с которым я уже 27 лет вместе, прекрасный сын, отличная невестка, множество друзей. При этом я занимаюсь любимым делом и еще получаю за это приличные деньги. Есть признание, я здорова и красива.
Разве можно не поверить популярной писательнице Татьяне Поляковой, автору десятков романов, написанных в жанре женского иронического детектива? Той, кто сегодня вещает для миллионов своих читателей непринужденным, легким языком о запутанной жизни героев, разрешая самые невероятные и загадочные ситуации? Той, по произведениям которой снят не один художественный фильм?..
Из детского сада
в классики!
- Татьяна, интересно узнать, когда и в связи с чем вы стали писать?
- Это случилось в 1996 году. Тогда к литературе какой-то повышенный интерес у читателей был - люди просто громили магазины в поисках чтива любовного и детективного. Мы с моим другом, поэтом Владимиром Тучковым, как-то после совместного похода по книжным магазинам пообещали друг другу попробовать написать нечто убойное - ну как бы проверить свои силы: а сможем ли? Мужчины менее сознательный народ. Владимир остановился на трех страницах, а я за 27 дней действительно написала роман в жанре иронического детектива, назвав его "Деньги для киллера". Тучков был поражен, как я лихо сумела закрутить сюжет. Втайне от меня он отправил мое произведение в издательство "Эксмо". Оттуда раздался звонок, который, в свою очередь, меня поверг в шок: детектив готовы издать, только с измененным названием - "Тонкая штучка" (впоследствии и фильм был снят с таким названием), со мной хотят заключить контракт на следующий роман. Вот так и началась моя писательская карьера.
- Вы просто какие-то сказки рассказываете. Я знаю, что вы даже не в Москве жили, а во Владимире, в литературном мире не вращались, работали воспитателем детского сада. И вот так просто сразу из воспитателя в писателя превратились?
- Никаких сказок. А воспитателем я была вынужденно. После окончания филфака Ивановского университета могла бы работать в другом месте, но у меня рос маленький сынишка, которого надо было определять в садик, - тогда с этим были проблемы. Ну а потом, когда Родион уже стал школьником, работала по привычке - так прошло 14 лет.
- Татьяна, извините, конечно, за такой вопрос: но как это вообще возможно - написать за 10 лет 49 романов? Вы их, может быть, и не правите, сразу начисто пишете?
- У меня своя технология. Беру тетрадку в 96 страниц без полей в клеточку и записываю текстом лишь одну сторону листа, но на каждой строчке. Никогда не читаю написанного сразу. Роман мой укладывается примерно в две тетрадки. И когда он уже завершен, я начинаю править. Месяц пишу - месяц правлю. В среднем четыре романа в год и получается.
- Невольно вас можно заподозрить в использовании литературных рабов...
- Нет, я такими методами не пользуюсь. Считаю, что хорошего литературного раба найти невозможно. Если человек талантлив, то почему бы ему не писать собственные произведения и не издаваться под своим именем?
"Посмотрелась
в зеркало -
принцесса!"
- Не каждый же может войти так удачно в обойму печатающихся. Трудно не признать, что талант и коммерческий успех не всегда одно и то же. А ведь общий тираж ваших произведений перевалил уже за 15 миллионов - это нечто грандиозное, по популярности вас можно сравнить с Дарьей Донцовой. Вы связываете такой успех с конъюнктурностью темы, с жанром, с вашей удачливостью?
- Я связываю это со своей гениальностью. А разве это не так? Пусть кто-нибудь попробует писать искрометные тексты с приколами, иронией, клоунадой, как умею это делать я, так же быстро, так же ярко, с таким же точным попаданием в аудиторию! Я посмотрю и порадуюсь за этого человека.
- Но критики, уверена, в ваш адрес полно.
- Еще бы! Но я не читаю злопыхательских статей - зачем портить себе настроение? Думаю, что многие литературоведы просто могут благодаря мне, Донцовой, Куликовой зарабатывать на кусок хлеба. Мы удобный объект для критики. Но читателей-то не обманешь. Они шлют письма, делятся своими проблемами, просят совета, умоляют писать продолжения. Вот потому никак не "разделаюсь" со своей героиней Ольгой Рязанцевой.
- Слушая вас, можно подумать, что у вас совсем нет проблем.
- Проблемы, конечно, возникают, но их можно достаточно спокойно решить. Главное, никогда не паниковать, уметь выждать. Если что-то у меня не получается сегодня, я точно знаю, что получится завтра. Вот не пишется мне, допустим, в какой-то момент, так я насиловать себя не буду, отдохну, погуляю, поваляюсь на диване целый день с книжкой в обнимку. А уж завтра за работу... Вообще, вы знаете, я всегда была спокойна за свое будущее. Начиная с детства. Мне всегда казалось, что я так себе на внешность, серенькая. Но как-то раз мне сказали, что я красавица, в другой раз это повторили. Я посмотрелась в зеркало - и точно, принцесса! Вот так себя и ощущаю по жизни - красавица, умница, молодая и успешная. И всегда, заметьте, знала, что у меня будут деньги. Вот они и пришли ко мне. Сначала от мужа, который вполне хорошо обеспечивал семью. Теперь я сама хорошо зарабатываю. Специально ничего не притягиваю. Просто занимаюсь любимым делом - и все получается. Мне нравится писать, меня это здорово увлекает. Даже если бы ничего не платили, все равно бы писала. Отрешаюсь на какое-то время от внешнего мира и работаю.
"Крадут, значит,
есть что взять"
- Муж вас понимает?
- Прекрасно понимает. Он очень гордится мной и ждет моих произведений, но только когда они уже появляются в печатном виде. Первым их прочтет и похвалит. Когда я работаю над текстами, он берет бытовые заботы на себя, может и ужин приготовить, и посуду вымыть. А лучше всего мы пойдем ужинать в ресторан - в Москве хороших мест много.
- Так вы из Владимира все-таки перебрались в столицу?
- У нас есть квартира в Москве в Китай-городе, и во Владимире мы тоже живем, летом там особенно хорошо проводить время на даче. И Питер мой любимый город. Здесь живет мой сын, он юрист.
- У вас всегда главная героиня - молодая красивая женщина, авантюристка по жизни...
- А как же! Читателей бы не устроила немолодая и некрасивая, да еще во всем правильная. И мои многие герои просто настоящие мерзавцы. Но они такие очаровательные!
- И всегда присутствует убийство...
- Без него не будет остроты сюжета.
- И обязательно хеппи-энд?
- Да. В жизни и в литературе и так много чернухи, пусть хоть окончание будет счастливым.
- Вы признаете, что ваши произведения - для массового читателя, никак не для элитного?
- Апулей и Петрарка - классики по определению. Но в свое время они наверняка являли собой образцы массовой культуры. Может, если бы мои романы раскопали через тысячу лет, они бы тоже явились классикой XXI века.
- У вас что-нибудь крали из литературных трудов?
- Знаете, был такой случай. Купила как-то книжку Жана-Кристофа Гранже "Империя волков". Люблю этого писателя, он настоящий мастер остросюжетных триллеров. На 50-й странице поймала себя на ощущении, что уже где-то такой сюжет встречала, на сотой до меня дошло, что это все списано с моей "Овечки в волчьей шкуре". Я бросилась смотреть, когда она у меня опубликована, - на три года раньше, чем роман Гранже. Я заказала литературную экспертизу, эксперт с 25-летним стажем обнаружил колоссальное количество сходных моментов, которые указывали на плагиат. Но в суд подавать не стала - нервы, затраты материальные, а время!.. Я решила извлечь пользу из этой ситуации: говорю на полном основании о том, что мои произведения крадут неплохие писатели. У Екатерины II вычитала в дневниках: "У меня все крадут - от истопника до фрейлины. И слава Богу, значит, есть что взять!"
- Татьяна, что вы сами любите читать?
- Иногда обращаюсь к Достоевскому, Лескову или Тургеневу. Очень люблю стиль фэнтези. Все под настроение. Обожаю восточную философию. Что-то из нее привношу в свою жизнь. Например, какие-то элементы фэн-шуя. Колокольчики там всякие, музыку ветра. Лягушку для привлечения денег завела.
"Пусть кто-нибудь попробует писать искрометные тексты с приколами, иронией, клоунадой, как умею это делать я, так же быстро, так же ярко, с таким же точным попаданием в аудиторию! Я посмотрю и порадуюсь за этого человека".