ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ: "ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ЭТО ГОСУДАРСТВЕННАЯ УГРОЗА"
Но Гришковец пошел на ТВ, потому что не собирается беречь себя для интеллигентного зрителя<br>
Дважды в день по будням в эфире СТС можно послушать житейские монологи культового писателя, актера и режиссера Евгения Гришковца в полутораминутной программе "Настроение с Гришковцом". Человеку, который пишет, как говорит, а говорит, что думает, продюсеры канала предложили высказываться практически на любые темы: от глобальных до частных, от личных до общественных. Гришковец уверен, что может говорить о чем хочет.
Ему нравится обращаться к каждому телезрителю, виртуально входить в наши дома и разговаривать на простом и доступном языке - сбивчиво, запинаясь, но от души. "Настроение" - это, конечно, не шедевр. Для Евгения это просто развлечение. Ему не нужна еще большая популярность за счет телевидения. Просто товарищ предложил - генеральный продюсер СТС Александр Цекало выступил автором идеи. Снимают партиями, около десяти "Настроений" в день, и Гришковец признается, что на большее сил не хватает. А всего за год должно появиться 250 задушевных разговоров Гришковца о смысле жизни.
- Довольны ли вы своим телепроектом?
- Да. Весьма доволен. Я очень хорошо всегда отдавал себе отчет, что многие люди полагают, будто я должен оставаться серьезным и цельным. И что после появления "в телевизоре" начнется всякого рода тиражирование, разменивание, метание бисера и прочее... Я в курсе, что мое "Настроение" выходит в эфир перед сериалом "Не родись красивой", и представляю, кто это в основном смотрит. Я все это очень хорошо понимаю. В то же время я не намерен чистоплюйствовать и беречь себя для некоего интеллигентного зрителя. Мне говорили, что эту мою передачу посмотрели очень много детей. Я знаю об этом, потому что читал в интернете и встречался с людьми, у которых есть дети, и они смотрят. Потому что у меня другая интонация, чем в детских передачах, - искренняя. Детям это важно.
- А взрослым?
- Есть много людей, которые меня не знают: они не читали моих книг и не бывали на моих спектаклях. Они вообще мало читают и не ходят в театр. Таких я сильно раздражаю. Но для телевидения это нормально, там особое поле деятельности. Огромное количество неподготовленного зрителя - это непросто. Кроме того, нужно соображать, что попадаешь почти что домой к незнакомым людям. Это как в передаче "Спокойной ночи, малыши". Знаете, она мне всегда страшно нравилась: все эти зайчики, поросята, телеведущие симпатичные... Да мне и дедушка Мороз с ватной бородой всегда нравился. А когда я сейчас смотрю этих "Малышей" и понимаю, что с моего детства там ничего не изменилось, не могу понять, что меня так привлекало. Наверное, ощущение праздника.
- Почему вы работаете именно на канале СТС?
- Да я уже давно не могу относиться к тому, что появляется на первых двух каналах (ОРТ и РТР), как к чему-то безобидному. Во всяком случае, к тому количеству дурного юмора и шуток... А про вкус даже и говорить не приходится. Там вообще все уже вне любых категорий. А на других каналах сплошная ругань идет, и все говорится настолько "по-русски", что наносится огромный, серьезный вред настоящему русскому языку. И сегодня вздыхать и говорить: "ах, у меня нет дома телевизора, я его не смотрю" уже невозможно. Даже если в гостях немного посидеть, попереключать каналы, к тебе в голову - хотя бы на несколько секунд! - непременно попадут эти лица: Петросян и весь этот кошмар. А у меня дома дети, они это видят, и мне это категорически не нравится. Получается, что неприятные мне люди попадают ко мне в дом, и в этом чувствуется какая-то государственная угроза. И я уже не могу по этому поводу благодушно сказать, мол, меня это не касается или мне все равно. Мне не все равно! Мне это неприятно. Такого раньше не было на телевидении. Теперь это есть, и это ужасно. Это некрасивые, пошлые люди, которые говорят откровенные глупости, катастрофически коверкая русский язык и выражая полную непотребщину.
- Про вас тоже могут так сказать.
- Понимаете, если я сам нахожусь "в телевизоре", я не открещиваюсь от этого ужаса полностью, конечно. Но теперь у меня есть больше прав об этом говорить. Вот если бы я не был телеведущим, я бы так не говорил. Я не хочу сказать, что моя скромная минутная передачка составляет юмористам некую альтернативу. Нет, это смешно. Я к себе здраво отношусь: не интересуюсь только собой и своим образом.
- Вы планируете как-то развивать свою телевизионную карьеру?
- Я думаю, что эта карьера будет развиваться очень просто: вот началась она в феврале этого года, и в феврале будущего года закончится. Я сделаю годовой цикл, и все. Дальнейших планов на телевидении у меня нет. "Настроение" - не мой личный проект. Эту передачу придумал Александр Цекало, человек, который постоянно что-то придумывает, потому что у него профессия такая - телевизионного продюсера. Он мне предложил, я спокойно рассмотрел все стороны ситуации и только потом согласился в этом участвовать. Но я делаю это так, как считаю нужным. И если кому-то что-то не нравится, пусть скажет об этом мне, и пусть не думает, что меня коварно заманили куда-то. Нет! Я сам несу ответственность за свою работу. Может быть, передача трансформируется во что-то. Или у продюсеров появятся новые идеи, и я сочту для себя возможным принять новое приглашение. А у меня самого нет идей по поводу телевидения. Я просто думаю, что "Настроение" имеет смысл делать не дольше одного года. Да у меня и тем столько не наберется.
"КАК СНЕГ, НО НЕ ТАЕТ"
Одна из историй, рассказанных Гришковцом в программе "Настроение"
"Какая у нас все-таки большая страна... Я помню, когда я приезжал весной из родной матушки-Сибири даже на Урал, я видел разницу. Все-таки на Урале теплее. У нас еще ничего не зацвело и даже не запахло, приезжаешь в Екатеринбург, а там уже сирень, весна.
Хотя я не большой любитель цветов, но как же чудесно пахнут сиреневые кусты. Или как ты ждешь, когда наконец-то зацветет черемуха. И при этом всем прекрасно известно: и в Сибири, и на Урале, и во всех уголках страны - что когда зацветет черемуха, тут же ударят морозы, и даже полетит какой-то снежок. В мае вдруг полетит снежок и даже полежит несколько часов. Такой бессмысленный и никому не нужный снег. И этот морозец убьет цветы черемухи, и облетит эта черемуха, и будет лежать под кустами, как снег, только таять не будет".
ДОСЬЕ "НВ"
Евгений Валерьевич Гришковец
Родился 17 февраля 1967 года в Кемерово. Окончив в 1984 году среднюю школу, поступил в Кемеровский государственный университет на филологический факультет. В 1985 году был призван в армию и три года прослужил на Тихоокеанском флоте. После демобилизации вернулся в университет, играл в студенческом Театре пантомимы, выступал на разных театральных фестивалях. В 1990 году основал независимый театр "Ложа", исповедовавший принцип коллективной импровизации, в котором было поставлено несколько спектаклей, основанных на его текстах. Спустя восемь лет переехал на постоянное жительство в Калининград. В 1998 году поставил свой первый моноспектакль "Как я съел собаку", за который был удостоен театральной премии "Золотая маска" сразу в двух номинациях - "Новация" и "Приз критиков". В 1999 получил премию "Антибукер" за пьесы "Записки русского путешественника" и "Зима", а на следующий год стал лауреатом премии "Триумф". Поставил авторские спектакли "Одновременно", "Планета", "Дредноуты", "Осада". С 2003 года Евгений Гришковец сотрудничает с музыкальной группой "Бигуди", с которой записал альбомы "Сейчас" (2003) и "Петь" (2004). Он опубликовал целый ряд успешно продаваемых книг: сборники пьес "Город" (2001), "Как я съел собаку и др." (2003), роман "Рубашка" (2004), повесть "Реки" (2005), сборник рассказов "Планка" (2006). Вместе с Алексеем Петренко, Виктором Сухоруковым, Светланой Ходченковой и Александром Розенбаумом Евгений Гришковец снялся в драме Станислава Говорухина - "Не хлебом единым" (2005). Список фильмов, в создании которых принял участие Евгений Гришковец в качестве режиссера, сценариста или актера: "Братья Кличко. Братья до крови"; "Прогулка"; "Как я съел
собаку".