ГОЛЫ ДОРОЖЕ НЕФТИ
Результаты футбольных баталий оказывают существенное влияние на экономику<br>
Международное информационно-аналитическое агентство Washington Profile выявило четкую зависимость результатов Кубка мира по футболу и темпов роста валового внутреннего продукта в странах, больных "игрой номер один". Победа в финале чемпионата мира, по мнению агентства, в большинстве случаев ускоряет темпы роста ВВП на родине победителей сразу на 0,7 процента. В абсолютных цифрах это составляет миллиарды долларов.
Победа сборной Италии на чемпионате мира по футболу принесла положительные эмоции не только жителям, но и экономике этой страны. В день встречи команды в римском аэропорту министр финансов Италии Марио Леттиери заявил, что по-
беда "скуадры адзурры" должна увеличить валовый внутренний продукт минимум на 0,5 процента.
- Победа на полях Германии повысит симпатию к Италии на мировом финансовом рынке и позитивно скажется на производительности труда болельщиков, - подчеркнул синьор Леттиери.
Министр безусловно прав. Футбол - это не только спортивный или социальный, но и экономический феномен. Установлена прямая зависимость производительности труда болельщиков от выступления любимой команды. Вряд ли кто в Анголе или Иране хватался за сердце во время невыразительной игры или убивался по поводу плохих результатов своих футболистов в Германии-2006. Но вот вылет Бразилии в четвертьфинале принес стране колоссальный экономический ущерб. Сотни тысяч людей не выходили на работу целых три дня, да и потом трудились спустя рукава.
В Италии все наоборот. Тиффози - люди эмоциональные, а Буффон и Ко сделали их абсолютно счастливыми. В 1982 году, например, когда итальянцы выиграли чемпионат мира в Испании, прирост ВВП только от влияния человеческого фактора составил 1,2 процента.
По мнению Washington Profile, команда, проигравшая в финале, приносит свой стране убытки в 0,3 процента ВВП. На этот раз убытки считает Франция.
...Футбол влияет и на развитие фондовых рынков. Наблюдения ведутся с 1966 года, когда мировой чемпионат проходил в Англии. Рост фондовых рынков в странах, футболисты которых выступили для себя успешно (4-е место Кореи в 2002 году, например), превышает индексы стран-неудачников сразу на 9-10 процентов.
Бывает, что результат соревнований и сам их факт оказывает на экономику страны-организатора еще большее влияние. Мировой чемпионат-2002 на своей территории и выход в плей-офф своей команды позволили Японии выйти из 12-летней экономической стагнации!
Страна - хозяйка Кубка мира по футболу в последние 20 лет просто обречена на финансовый успех. Резко, в разы, увеличивается приток инвестиций в отрасли, связанные с обслуживанием соревнований: от гостиничного бизнеса до продажи пива и сувениров.
Прибыль Германии еще не подсчитана, но Корея (без Японии) за свою часть соревновательной программы в 2002 году заработала 14 миллиардов долларов прямых доходов! Для справки: Россия в прошлом году заработала на экспорте нефти 59 миллиардов долларов, но для этого стране пришлось выкачать из недр и продать за рубежом 300 миллионов тонн углеводородов.
Но футбольная мировая фиеста - это не только плюсы. Страсти на поле регулярно приносят убытки ведущим футбольным державам из-за фактической остановки производства во время трансляций матчей.
По данным агентства Center for Economics & Business Research, десятка самых экономически развитых стран Европы во время чемпионата мира по футболу-2006 потеряла из-за трансляций от 0,3 до 0,75 ВВП, что в абсолютном выражении составило свыше 8 миллиардов долларов.
На чемпионате мира в Японии и Корее
4 года назад одна только Великобритания за месяц понесла убытки в размере
2,5 миллиарда фунтов стерлингов. Из-за разницы часовых поясов трансляции игр сборной Англии проходили именно в рабочее время. Не работали не только докеры, но и магазины.
Россия, увы, от этих приятных и не очень подсчетов пока остается в стороне. Провести чемпионат мира по футболу ФИФА нам доверит в лучшем случае лет через двадцать. Претендовать на серьезные места на таких чемпионатах нынешнему поколению российских футболистов тоже не суждено, хотя все болельщики мечтают об обратном. Так что от футбольных переживаний российскому ВВП ни холодно, ни жарко.