ШОСТАКОВИЧ В РЕЖИМЕ ON-LINE

Хореограф Ноа Гелбер поставил балет без танца<br>

Премьера балета "Золотой век" Дмитрия Шостаковича, которая состоялась в Мариинском театре, была задумана как дань памяти композитору к 100-летию со дня его рождения. Не только эффектным, но и честным стал финал, когда под музыку Шостаковича его фотография, запечатлевшая лукаво улыбающегося Дмитрия Дмитриевича, постепенно сжимается в размерах и скрывается в глубине черной сцены, превращаясь в точку. И причины для такого публичного исчезновения у композитора оказались достаточно весомыми. Как-то неудобно говорить, что танец в балете - главное средство выражения. Полностью исключить танец из балетного спектакля не удавалась никому, даже самым ярым приверженцам ныне осужденного драмбалета. А хореограф Ноа Гелбер это сумел. Впрочем, большой вопрос, можно ли назвать хореографом того, кто принципиально не пользуется хореографическими средствами. Музыка "Золотого века" сочинена для спектакля 1930 года, рассказывающего о футбольном матче между советской и фашистской футбольными командами. Для нынешней постановки Константин Учитель написал новое либретто. Ветеран войны Александр (Сергей Бережной), приехав в Европу, узнает в старой даме (Габриэла Комлева) некогда любимую девушку Софи. В молодости он был футболистом и встретил ее до войны во время спортивных соревнований за границей. У Ноа Гелбера история показана в режиме "реального времени" и "как в жизни". Персонажи ходят по сцене - кто не торопясь, кто поспешая, загорают, рассматривают фотографии, пьют вино и очень натурально напиваются, болеют за футболистов на трибунах стадиона. Стремление к правдоподобию привело к тому, что не получился даже вальс на балу. Кордебалет Мариинки, пленяющий публику вальсами Петипа или Баланчина, был лишен внятного танцевального текста и беспомощно топтался словно на всамделишной вечеринке. В балете часто оказывают медицинскую помощь, причем с такой тщательностью, что можно поучиться, как бинтовать ногу и как поступать с пациентом, страдающим сердечной недостаточностью (диагноз из программки). Врач с натуральным стетоскопом и настоящая больничная кровать с капельницей по достоверности превосходят знаменитый американский сериал "Скорая помощь". К слову сказать, любовь героев символизирует именно сердечный приступ, поскольку невозможно всерьез признать за выражение чувств телодвижения, порученные хореографом сильнейшим танцовщикам труппы. Когда на свидании Александр (Михаил Лобухин) исполняет перед Софи (Ирина Голуб) несколько невнятных вращений и кренделей ногами, их можно с натяжкой принять за рассказ о его занятиях футболом, но не за объяснение в любви. Масштаб и глубину музыки Шостаковича, видимо, было решено представить зримо. Не счесть народу на огромной сцене. По программке, без кордебалетных, только именных 75 партий! Какой смысл имеет для создателей новой постановки понятие "Золотой век"? В балете 1930 года так называлась индустриальная выставка, где развертывались события, в известном спектакле Юрия Григоровича это была вывеска кабаре. А в премьере Мариинки? Призвать в помощники Шостаковича не получается: слишком разнится показанное на сцене с музыкой композитора.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.