У КОГО В КАРМАНЕ КЛЮЧИ ОТ ШЕЛЬФА
Весь мир больше 30 лет может жить только за счет запасов нефти и газа на российском арктическом шельфе. Вопрос: кто будет зарабатывать на разработке этих сокровищ?<br>
Российская нефтяная платформа, которая сейчас достраивается в Северодвинске, будет иметь высоту 120 метров, длину и ширину по 126 метров, вес 110 тысяч тонн и возможность принимать в свои емкости 110 тысяч тонн нефти, поступающей из сорока наклонно пробуренных скважин. Обслуживать ее будут 160 человек и танкерный флот - танкеры-шаттлы, которые должны доставлять нефть до береговой базы, и линейные танкеры, которые повезут нефть покупателям по всему миру
Две трети обсуждаемых в международных деловых и политических кругах тем так или иначе касаются роста цен на нефть и газ и оскудение их запасов. И из этих "нефтегазовых" тем две трети затрагивают ситуацию на российском арктическом шельфе. Потому что запасы остальных нефтегазоносных провинций мира (во всяком случае, известных на сегодняшний день) уже оценены. А российский шельф - это и терра инкогнита, и вожделенное эльдорадо нефтяных компаний и правительств развитых и развивающихся государств. С помощью специалистов российских геологических ведомств мы выбрали ту часть информации, которая не относится к государственной или коммерческой тайне, но представляет интерес для российского бизнеса и для всех граждан. Потому что шельф - это главный экономический и политический фактор, который будет определять жизнь России в ближайшие десятилетия.
ЗАПАСЫ ТАЮТ, "ЕДОКОВ" ПРИБАВЛЯЕТСЯ
Международная статистика год за годом фиксирует снижение и общих запасов, и темпов открытий нефтяных и газовых месторождений. Цифры говорят сами за себя. Разведанные запасы углеводородов в мире, по данным на 2004 год, оцениваются в 189,2 миллиарда тонн нефти и 172,1 триллиона кубометров газа (или около 170 миллиардов тонн так называемого нефтяного эквивалента - условной единицы, применяемой для перевода различных энергоресурсов в запасы нефти). Наибольшие запасы сосредоточены в Саудовской Аравии - порядка 35,5 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, в Ираке - 14, в Иране, Кувейте и в Абу-Даби по 13 и в России - по зарубежным данным - порядка 8,2 миллиарда тонн нефти и 48 триллионов кубометров газа (точные размеры запасов любого месторождения являются государственной тайной).
Мировая добыча колеблется на уровне 3-3,5 миллиарда тонн нефти и примерно 2,3 триллиона кубометров газа в год.
На сколько лет хватит запасов при такой добыче, можно подсчитать и в уме. Спрос не снижается. По мнению российского академика Алексея Конторовича, на углеводороды и в 2030 году будет приходиться свыше 70 процентов производимой энергии.
ОТКРЫТИЕ ВЕКА
Мы приводим эти общие данные специально для того, чтобы показать, какую роль может сыграть в обеспечении мировой энергобезопасности крупнейшее открытие второй половины прошлого века, сделанное петербургскими геологами. Все приведенные выше цифры и расчеты пока еще не учитывают роль арктического шельфа. А Западно-Арктическая провинция, только по приблизительным оценкам, содержит более 60 миллиардов тонн газа и нефти в общем переводе на нефтяной эквивалент, а весь российский арктический шельф - порядка 100 миллиардов тонн. Это значительно превышает запасы буквально плавающей на нефти Саудовской Аравии и составляет примерно четверть всех известных мировых запасов. Тридцать лет весь мир может жить только за счет российской Арктики. Правда, применительно к шельфу речь идет о ресурсах, которые еще предстоит перевести в запасы с помощью детальной разведки. Но пока прогнозы ученых подтверждались.
В ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ - ШТОКМАНСКОЕ И ПРИРАЗЛОМНОЕ
В конце 40-х годов прошлого века был создан НИИ геологии Арктики - нынешнее ВНИИОкеангеология. При создании института речь шла о поисках новых источников сырья в прибрежных морях. Однако несколько позже были открыты месторождения в Западной Сибири, запасы которых казались неиссякаемыми, это и притормозило освоение северного шельфа. Но тем не менее исследования проводились, и, по прогнозам геологов, на дне северных морей должна была существовать провинция, сопоставимая по масштабам с Западной Сибирью, что впоследствии и подтвердилось. Ученые созданного в начале 70-х годов прошлого века на базе ВНИИОкеангеологии НПО "Севморгеология" сначала теоретически, а затем практически доказали существование единого пояса нефтегазонакопления - Арктического супербассейна.
По данным геологов, такой мощности продуктивного осадочного чехла (до 18-20 километров) и такого разнообразия структурных форм (вместилищ углеводородов) нет даже в Западной Сибири. Средние запасы шельфовых месторождений углеводородов превышают раз в 50 объемы на открываемых сегодня месторождениях суши. Были открыты газоконденсатные месторождения-гиганты: Штокманское в Баренцевом море, Ленинградское и Русановское - в Карском, крупное нефтяное Приразломное и ряд газовых. Всего порядка 14 крупных месторождений, практически готовых для промышленного освоения.
По словам заведующего отделом нефтегазоносности Арктики и Мирового океана ВНИИОкеангеологии, доктора геолого-минералогических наук, профессора Олега Супруненко, наиболее изученные и подготовленные для разработки - Штокмановское газоконденсатное месторождение, открытое в 1988 году после геофизических работ научно-исследовательского судна "Профессор Штокман", и Приразломное - нефтяное. Разведанные запасы этих месторождений, по достоверным результатам бурения данным, составляют 3,2 триллиона кубометров газа и около 250 миллионов тонн нефти соответственно.
УХОДИМ В МОРЕ. ЗАВТРА?
Точную дату начала извлечения нефти и газа пока не называет никто. Хотя в Северном море (на норвежском шельфе) нефть была обнаружена в 1975 году прошлого века, а промышленная добыча началась всего спустя три года после открытия. Но мы не Норвегия и не Великобритания. У нас и моря богаче углеводородами, и разворачиваемся мы медленнее. Но, по всей видимости, освоение месторождений шельфа начнется в ближайшее год-два.
Оператором по обустройству и эксплуатации нефтегазовых месторождений на северном шельфе выступает ЗАО "Севморнефтегаз", дочерняя компания ОАО "Газпром". При удачном стечении обстоятельств начало промышленной добычи нефти с Приразломного месторождения начнется в 2008 году, чуть позже - газа со Штокманского. С двух месторождений планируется добывать в год до 12 миллионов тонн нефти и до 70 миллиардов кубометров газа. По предварительным расчетам, за период с 2008 по 2030 год поступления в федеральный бюджет от реализации проектов освоения этих двух месторождений составят около 14,5 миллиарда долларов, постоянной работой будут обеспечены примерно 18 тысяч человек.
ДО МУРМАНСКА - 650 КИЛОМЕТРОВ, ДО ДНА - 400 МЕТРОВ
Приразломное выбрано стартовой площадкой для последующего освоения всех углеводородных ресурсов арктических морей. В состав объектов обустройства будут входить морская ледостойкая стационарная платформа, транспортно-технологическая система и береговая инфраструктура. "Севморнефтегаз" в основном ориентируется на российские предприятия - флагманы отечественного судостроения: ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" и МП "Звездочка" в Архангельской области, ЦКБ "Рубин" и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИ КМ "Прометей" в Петербурге, ОАО "Выборгский судостроительный завод"в Ленобласти. Также широко используется опыт зарубежных компаний, таких как "Халлибертон", "Келлогг Браун", "Статойл", "Гидро", "Акер", "Фортум".
Основной элемент морской нефтегазодобычи, стационарная платформа, почти готова и находится в Северодвинске. Ее длина 126 метров, ширина - 126, высота - 120 метров, вес - 110 тысяч тонн.
Работать на морском плацдарме будут 160 человек. С платформы одновременно бурится до 40 скважин, в основном наклонных, для увеличения дебита, через которые в день предполагается добывать до 20 тысяч кубометров нефти (при морской добыче нефть измеряют не в тоннах или баррелях, а именно в кубометрах, потому что емкости танкеров также исчисляются в кубах). Она станет накапливаться в специальных нефтехранилищах платформы в объеме до 110 тысяч кубометров. Далее ее предполагается транспортировать работающими в челночном режиме танкерами дедвейтом 70 тысяч тонн до плавучего хранилища в Кольском заливе, а оттуда линейными танкерами вместимостью 120-170 тысяч тонн на экспорт. Общая стоимость проектирования и строительства базовой платформы и ее инфраструктуры ориентировочно составляет 930 миллионов долларов.
Вторым месторождением будет Штокманское, расположенное в 290 километрах к западу от Новой Земли и в 650 километрах от порта Мурманска. Его площадь - 1400 квадратных километров, глубина моря здесь - 300-380 метров. Оно даст, по расчетам, возможность стабильно добывать газ в течение 50 лет. В настоящее время рассматривается два варианта добычи газа - с использованием морских платформ и без них. Так, ОАО "Гипроспецгаз" прорабатывает вопрос об обустройстве месторождения, как в Норвегии: газ подается от скважины на берег по трубопроводу, а там сжижается. Также рассматривается возможность создания плавучего завода для сжижения газа. Основным элементом системы будут магистральные газопроводы длиной до 600 километров - от месторождения до Кольского полуострова. Такая система будет строиться впервые.
ЧЕЙ ИНСТРУМЕНТ - ТОГО И ДЕНЬГИ
Объем инвестиций в освоение Штокмановского месторождения еще не рассчитан. Их обоснованием занимается сейчас ЗАО "Морнефтегаз". Не решено (во всяком случае, официально), кто из иностранных компаний будут нашими партнерами по бизнесу. Ажиотаж среди зарубежных нефтяников вызван тем, что месторождение включено в перечень объектов, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Но в том, что вопрос еще не решен, виноваты во многом они сами. Еще недавно зарубежные подрядчики рассматривали российские шельфовые месторождения чуть ли не как свою собственность.
Вот характерное высказывание Аалана Маки, главного редактора английского журнала "Нефтегаз": "В настоящее время многие месторождения Северного моря исчерпываются, а их добывающие установки в скором времени будут выведены из эксплуатации... Российская сторона будет рада получить любую установку, новую или уже бывшую в употреблении, которая позволит ей в кратчайшие сроки начать зарабатывать валюту". Это заявление было сделано в 1999 году, когда страна выходила из кризиса. Сейчас времена изменились. Россия сама строит платформы, но не отказывается от привлечения иностранных компаний. Тем более что в ряде случаев из-за отсутствия опыта проектирования и изготовления оборудования для добычи углеводородов со дна арктических морей наши специалисты не в состоянии предложить конкурентоспособные проекты. А те же норвежцы имеют уникальный опыт добычи в арктических условиях.
СЕВЕРО-ЗАПАД: НАБЛЮДАТЕЛЬ ИЛИ УЧАСТНИК?
Однако многое будет зависеть и от того, смогут ли российские компании предложить оборудование и технологии соответствующего уровня. Если нет, тогда Запад получит возможность навязывать нам свои условия и не только получать наши ресурсы, но и зарабатывать на этом. В силу своего географического положения и уровня развития Северо-Запад мог бы стать главной базой освоения всего арктического шельфа. Но эту роль ему никто не предложит, если он сам не выступит с такой инициативой.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
ПРИРОДА ДАЛА ВСЕМ ПОНЕМНОГУ И НЕМНОГИМ - ПО МНОГО
Одной из важнейших особенностей выявленных запасов углеводородов является их крайне неравномерное размещение. Например, в США из 27,5 тысячи открытых месторождений всего в 2,8 процента площадей содержится 67 процентов извлекаемой нефти.
В 24 гигантских газовых скоплениях мира, составляющих менее 1 процента от открытых месторождений, содержится более 70 процентов суммарных запасов.
В зарубежных странах около 60 процентов нефти и более 40 процентов запасов газа находятся в странах Ближнего и Среднего Востока (порядка 90 миллиардов тонн нефти и чуть более 40 триллионов кубометров газа). Наибольшие запасы нефти сосредоточены в Саудовской Аравии - порядка 35,5 миллиарда тонн, в Ираке- 14, в Иране, Кувейте и в Абу-Даби по 13. В России, по зарубежным данным, порядка 8,2 миллиарда тонн нефти и около 48 триллионов кубометров газа.