БЕЗ РОССИИ ВСЕМИРНАЯ - НЕ ВСЕМИРНАЯ
Может ли ВТО претендовать на глобальный статус, если в ней нет нашей страны?<br>
О ТАКИХ ВЕЩАХ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЗАРАНЕЕ
Еще в минувший четверг казалось, что вопрос о вступлении России в ВТО решен на 90 процентов. Тогда министр финансов Алексей Кудрин заявил, что с США согласован самый сложный блок вопросов - финансовый: американцы отказываются от своего требования свободного доступа на российский рынок зарубежных банков, а Россия в ответ соглашается на допуск иностранных страховых компаний. Оставалось урегулировать всего один, уже не столь громоздкий вопрос - о защите интеллектуальной собственности. И Кудрин почти напрямую сказал, что главные новости будут оглашены в пятницу, когда в Петербург приедет Джордж Буш.
В пятницу эти новости и прозвучали. Но совсем не те, что ожидались, - вступление в ВТО вновь откладывается. На свет извлечен новый список разногласий: по рынку гражданских самолетов, по российский мерам фитосанитарного контроля и еще нескольким столь же "судьбоносным" для мировой экономики вопросам.
Главный минус для России - имиджевый. Демонстративно-поспешный прием в ВТО Грузии, Украины, государств-карликов, время от времени возникающих на карте, и заранее заготовленный, но внезапный для наших переговорщиков и лидеров отказ России - это больше, чем невежливость. О таких вещах обычно предупреждают заранее, если только не имеют цели обидеть партнера.
Кстати, о позиции Буша, скорее всего, заранее знали и в упомянутой Грузии. Если бы дело шло к соглашению, грузины едва ли решились бы на свою ребяческую выходку - отзыв своей подписи под протоколом о ВТО.
КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Но в этом же - в оскорбленном самолюбии - и плюс. Российский бизнес психологически еще не готов к вступлению в ВТО. Здесь уместно провести аналогию. Когда резко подорожал евро и в мире упал спрос на европейские товары, французы подняли крик и заявили, что рост евро нужно остановить, иначе он погубит экономику. Немцы, напротив, заявили, что рост евро - это хорошо. Потому что он заставит немецких промышленников выпускать еще более качественные товары, которые люди будут покупать даже по высокой цене.
Российским бизнесменам ближе позиция французов. Аграрный сектор, авиапром, автопром, машиностроение, не говоря уж о финансовом рынке, не то что не могут - не хотят конкуренции с зарубежными фирмами. Они не рвутся на мировой рынок, их вполне устраивает возможность выкачивать деньги из кошельков сограждан. Образно говоря, это сонные раки в теплом пруду, которые боятся, что к ним запустят бодрых веселых раков из бурной соседней речки.
Демонстративный отказ США, может, и не сделает вступление в ВТО национальной идеей российского бизнеса, но какой-то объединяющей идеей он, безусловно, станет. На внешние вызовы у нас отвечать умеют.
Но в чисто экономическом смысле минусов в задержке больше, чем плюсов. Ведь с точки зрения потребителя, ВТО - безусловное благо. К примеру, приход зарубежных страховщиков будут приветствовать все без исключения автомобилисты, потому что такую уродливую систему оформления и возмещения убытков, как наше ОСАГО, вряд ли где сыщешь. А рынок жилищного строительства в крупных городах, монополизированный крупными компаниями и обслуживающими их чиновниками, разве не нуждается в конкуренции? Финский строитель получает в пять раз больше российского и в десять раз больше гастарбайтера, при этом хорошая квартира в Хельсинки стоит столько же, сколько в Петербурге, и вдвое дешевле, чем в Москве, завоевавшей сомнительный титул самого дорогого города мира.
Отчасти можно согласиться с американцами и в отношении критики нашего фитосанитарного контроля. Как-то уж очень неожиданно обнаруживают подчиненные господина Онищенко пестициды в вине, тяжелые металлы в окорочках.
Прогнозируемые минусы вступления в ВТО - спад в машиностроении и паралич гражданского авиапрома. Американские и европейские авиастроительные концерны выпускают по сотне больших самолетов в год. И потому имеют возможность продавать их в лизинг на 5-10 лет. Нашему авиапрому, который выпускает по 2-4 магистральных самолета, деньги за них нужны не то что сразу, а даже авансом. Впрочем, российские переговорщики не намерены уступать в этом вопросе.
К тому же спад некоторых отраслей полезен тем, что хотя бы можно будет определить, кто на самом деле нуждается в государственной поддержке, кто сам конкурентоспособен, а какие предприятия нам вообще ни к чему. Сейчас никто не знает, как потратить деньги Стабфонда. Вступление в ВТО покажет, кто есть кто в российской экономике.
О ЧЕМ МОЛЧАТ ПРЕЗИДЕНТЫ
При всем уважении к президентам двух великих держав, России и США, мало кто верит, что на публике они были до конца искренни, и что задержка на переговорах связана с перечисленными выше копеечными - по меркам мировой экономики - вопросами.
Буш на пятничном брифинге обмолвился, что должен считаться с позицией конгресса. А позиция конгресса известна. Вступление в ВТО - последний козырь Запада в игре с Россией. Ей больше не нужны зарубежные кредиты, она вполне может обойтись без европейского и американского рынков, потому что и внутренний рынок необъятный, и с Индией и Китаем торговля бурно развивается. США не достигли успеха в Ираке, не реагирует на их угрозы Иран, запускает ракеты Северная Корея, так что Джорджу Бушу жизненно необходим внешнеполитический успех хотя бы в переговорах с Россией.
В свою очередь, Владимир Путин на том же брифинге упомянул, что они с американским президентом считали не только рубли, доллары и штуки, но и тонны. А в тоннах обычно считают нефть. И именно тема допуска зарубежных нефтяных компаний к освоению российских месторождений была главной на всех переговорах вплоть до начала саммита.
"НА КАКИХ УСЛОВИЯХ? ПОСЛЕ УЗНАЕТЕ!"
Невежливость американцев, морочивших голову нашим переговорщикам, без ответа не осталась. Ответ - в решении строить в Усть-Луге завод по сжижению природного газа совместно с канадской компанией (хотя интерес к поставкам такого газа именно у США), в рекламировании проекта нефтепровода на Китай, в посещении Владимиром Путиным Ижорского трубного завода, который будет работать на Северо-Европейский газопровод. В общем, позиция и поза США обойдутся им недешево.
Но главное в другом. И Герман Греф, и американская переговорщица Сьюзан Шваб совершенно определенно заявили, что соглашение с США будет подписано не позднее октября, а к весне 2007 года завершатся все формальности. Это означает, что Путин и Буш все же достигли компромисса. Почему открыто об этом не сказали? Вопрос темный. Возможно, чтобы не раздражать лоббистов с обеих сторон. Возможно, компромисс достигнут за чужой счет - европейцев или тех же постсоветских государств. Но в том, что Россия вскоре будет членом ВТО, нравится это кому-то или нет, сомневаться не приходится. Иначе ВТО потеряет право называться Всемирной (!) торговой организацией.
КОММЕНТАРИИ
Константин КОСАЧЕВ, председатель Комитета Госдумы по международным делам:
- Россия не будет соревноваться в скорости вступления в ВТО с Украиной. Хотя если Украина вступит в ВТО раньше России, то нашей стране придется заключать с Киевом договор о вступлении.
Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института проблем глобализации:
- Соглашения по вступлению в ВТО стали настолько жесткими, что России просто невыгодно вступать в эту организацию. Она потеряет весь наработанный за последние 5-6 лет научно-промышленный потенциал, станет сырьевым придатком развитых стран. Вступление в организацию интересует лишь крупный энергетический бизнес, а также тех, кто ему покровительствует. Надо благодарить Буша и Саакашвилли за каждую предоставленную по вступлению отсрочку.
ОФИЦИАЛЬНО
ЛИДЕРЫ "ВОСЬМЕРКИ" - ЗА РОССИЮ В ВТО И ЗА ОТКРЫТЫЕ РЫНКИ
Заявление, принятое лидерами "Большой восьмерки"
Мы приветствуем прогресс, достигнутый на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации. Мы выступаем за скорейшее вступление России в ВТО в соответствии с правилами, распространяющимися на всех членов Организации.
Мы настоятельно призываем все стороны в самом срочном порядке провести работу для завершения раунда переговоров до конца 2006 года в целях укрепления системы многосторонней торговли и обеспечения важного стимула для развития мировой экономики. Результатами этого раунда должны стать реальное снижение тарифов, существенное сокращение субсидий и возникновение новых торговых потоков.
Мы выражаем сожаление в связи с тем, что в ходе переговоров в Женеве 29 июня - 1 июля не удалось устранить все имеющиеся разногласия между членами ВТО и приветствуем решение обратиться с просьбой к Генеральному директору Организации провести консультации для скорейшего достижения соглашения и призываем его в возможно короткий срок сообщить членам ВТО о достигнутых результатах, чтобы помочь в течение месяца согласовать порядок проведения переговоров по вопросам сельского хозяйства и промышленных тарифов.
Мы подтверждаем свою приверженность целям Дохийской повестки дня и обязуемся существенно улучшить доступ на рынки как для сельскохозяйственной продукции, так и для промышленных товаров. В области сельского хозяйства мы стремимся существенно сократить практику мер внутренней поддержки, ведущую к искажениям в торговле, и наряду с этим полностью устранить к концу 2013 года субсидирование экспорта в любых формах. Свободная торговля и открытые рынки могут служить важнейшим инструментом развития.
Мы приветствуем принятое в ходе совещания министров в Гонконге решение о том, что все развитые и развивающиеся страны должны к 2008 году обеспечить на долгосрочной основе беспошлинный и бесквотный доступ на рынок по меньшей мере для 97 процентов товаров из наименее развитых стран, и рассчитываем, что расходы на программы содействия развития торговли возрастут до 4 миллиардов долларов.