БОРИС ЭЙФМАН: "ПРИХОДИТСЯ СОРЕВНОВАТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ"
Двадцать второго июля выдающийся хореограф отметит 60-летие<br>
Борис Эйфман встречает юбилей в расцвете творческих сил вместе со своим коллективом, которым руководит вот уже почти три десятка лет. Театр балета Бориса Эйфмана сегодня - одна из самых востребованных танцевальных трупп в мире балета. Сам Борис Яковлевич удостоен всех мыслимых и немыслимых наград и званий.
Юбилей Эйфман отметит серией собственных знаменитых спектаклей на сцене Дворца культуры имени Ленсовета. И в этом есть символический смысл, ибо многие постановки Эйфмана рождались именно на этих подмостках. И десятки раз коллектив театра давал на этой прославленной сцене свои спектакли. В ДК имени Ленсовета поклонников творчества
Бориса Эйфмана ожидают его лучшие спектакли: "Анна
Каренина", "Красная Жизель", "Карамазовы". А 22 июля,
в день юбилея, состоится гала-представление на сцене Мариинского театра.
Наша встреча с Борисом Яковлевичем вот уже в который раз произошла на репетиционной базе его театра, где хореограф в прямом и переносном смысле днюет и ночует. И как оказалось, его мысли заняты не только юбилеем. Однако именно 60-летие стало главным поводом для разговора...
Я трепетно отношусь к эстетике своего театра...
- Борис Яковлевич, как сложилась юбилейная афиша вашего театра? Многие поклонники не увидели в ней ни "Чайковского", ни "Дон Кихота"...
- Мы счастливы, что в мои юбилейные дни у театра появилась редкая возможность показать петербуржцам и гостям города наши лучшие постановки. Выбор этих спектаклей - удачное совпадение, потому что их декорации оказались в городе. Обычно они много "гастролируют". А показываем мы публике наши этапные работы, в которых мы пытались найти новые возможности отечественного балетного искусства.
- В программе гала-концерта публику ждут особые сюрпризы?
- Мы постараемся воссоздать многие значительные спектакли нашего раннего репертуара к
30-летию самого театра, который будет отмечаться в следующем году. А непосредственно к гала-представлению мне хотелось бы восстановить маленький балет "Двухголосие" на музыку "Пинк Флойд". Именно с него началась история и любви публики к нашему театру, и ненависти сильных мира сего. Он незабываем до сих пор многими. Я хотел бы сделать этот подарок тем, кто многие годы следит за нашим творчеством. А в другой части будут представлены номера из нашего текущего репертуара. В целом композиция отразит историю хореографа, художника, который проживает свою жизнь, сочиняя хореографию. Он творит свой пластический мир.
- А вы не хотите выйти на сцену в качестве танцора? Ведь на репетициях вы сами показываете все па и комбинации артистам вашего балета...
- Я трепетно отношусь к эстетике своего театра, поэтому не думаю, что мое появление на сцене в качестве танцовщика будет гармонично смотреться рядом с молодыми и красивыми артистами.
В России надо жить долго...
- Каждый день рождения - это особые впечатления и особые воспоминания. А каким был самый памятный день рождения и самый памятный подарок в вашей жизни?
- 22 июля 1966 года. Ровно сорок лет назад, когда я до этого сдал экзамены в Ленинградскую консерваторию, и уехал домой в Кишинев, где жили мои родители. Был семейный вечер, и в течение этого застолья почтальон принес телеграмму о том, что я принят в число студентов. Это была незабываемая радость моих родителей и всех моих родных.
- А подарок?
- Вот это и был подарок судьбы.
- А какой подарок вы хотели бы получить к своему юбилею?
- Когда я пять лет назад начинал проект строительства Дворца танца, то мечтал, что отмечу юбилей открытием театра. Но не получилось. Все затянулось. И обернулось - увы! - не радостью, а разочарованием и массой неприятных впечатлений, связанных с бюрократической волокитой. Столкнувшись с этим, я впал в депрессию. Ведь этот проект не строительства театра для балета Эйфмана, а создание уникального комплекса, призванного коренным образом изменить всю систему подготовки танцоров, систему поиска талантливых деятелей хореографии. Для такой балетной державы, как Россия, он необходим. Я понимаю, что в России надо жить долго, чтобы чего-то достичь. Но как долго, я не знаю...
- Может быть, к следующему юбилею что-то сдвинется с места?
- Хотелось бы верить. Иначе мы рискуем потерять один из приоритетных видов искусства нашей страны.
- Но вроде бы мы нынче удерживаем ведущие позиции в балете...
- Пока удерживаем, но если не предпринять каких-либо решительных мер, то мы рискуем очень скоро остаться позади всех...
- С чем это связано?
- На мой взгляд, с тем, что государство не то чтобы отвернулось от нашего искусства, а скорее отпустило его на вольные "хлеба". По принципу: мы вам не мешаем, но и вы нас не дергайте. Государству сегодня не до балета вообще. Конечно, есть Большой и Мариинский театры, которые получают солидную финансовую подпитку из бюджета. Однако я не вижу достойной поддержки тем, кто пытается искать новые пути в искусстве, экспериментировать. Будет обидно, если потомки об искусстве нашего времени будут судить по "Лебединому озеру".
Я теряю конкуренцию...
- А есть кому экспериментировать и искать?
- Вы имеете в виду талантливых молодых хореографов?
- Да.
- Может быть, они и есть где-нибудь, но я о них не знаю. Ведь если бы кто-нибудь поставил из них что-то интересное, то это событие наверняка бы имело резонанс. Поверьте, что отсутствие конкуренции меня не радует. Представьте себе, если бы в России исчезли вдруг все экономисты...
- Все бы забили тревогу.
- Однако в России давно отсутствуют хореографы, но никто об этом не беспокоится. Я теряю конкуренцию. И меня это очень волнует.
- Вы поставили в Берлине новую версию балета "Чайковский". Увидят когда-либо петербуржцы это спектакль? Или надо заказывать билеты в Берлин?
- Пока, к сожалению, придется заказывать билеты в Берлин. Эта постановка была сделана мною специально для сцены берлинской "Штадтс-оперы", где интендантом балета является Владимир Малахов. Он же танцует в "Чайковском" главную партию. Специально для этой постановки были созданы новые декорации. И если переносить постановку в Петербург, нужно искать для этого соответствующий театр и средства.
Наступил период масштабных идей
- Если проанализировать состав героев ваших балетов, то обнаружится любопытная закономерность: большинство из них либо сходят с ума, либо трагически заканчивают свою жизнь? Неужели у вас никогда не возникало желания поставить балет, где бы судьба героя разрешалась счастливо?
- Я не комедийный хореограф. Мне гораздо интереснее искать формы выражения трагического мироощущения героев. Даже когда я смотрел матчи чемпионата мира по футболу, то мне были более интересны реакции тех, кто проиграл, чем тех, кто выиграл. Победители всегда похожи друг на друга в своей общей радости. А вот проигравшие переживали поражение очень индивидуально. И это было невероятно интересно по накалу страстей и по тому, как футболисты пластически себя проявляли в эмоциях. Чего стоил хотя бы уход Зидана после удаления в финальном матче...
- Прошел слух, что вы собираетесь ставить балет о Зигмунде Фрейде?
- Доктор Фрейд - очень балетный персонаж. Его учение, связанное с выходами в фантастические сны и видения, очень близко языку танца.
- Что вы будете делать на следующий день после юбилея?
- Через день после гала-представления в Мариинском театре я снова выйду в наш репетиционный зал, чтобы продолжить работу над новой постановкой.
- Мы можем раскрыть этот секрет?
- Никакого секрета нет. Я
ставлю балет по мотивам пьесы Чехова "Чайка".
- Не на музыку Родиона Щедрина?
- Нет, в основе балета музыка Сергея Рахманинова. Попытаюсь найти адекватное хореографическое решение этой легендарной пьесе.
- Чтобы вы сами себе хотели пожелать в день 60-летия?
- Мне 60 лет. Из них 40 я занимаюсь хореографией, организацией своего театра. Я создаю свой балетный мир, свой театр. И мне бы хотелось, чтобы мой опыт не был ограничен только этими рамками. В этом есть серьезная опасность самоповторения. Сегодня наступил в моей жизни период более масштабных идей и проектов, которые бы работали на Петербург и на Россию. И я бы пожелал себе реализации своих планов и более активного влияния на ту ситуацию, в которой сегодня находится балет России.