НЕ ТА СВЯЗЬ

На экраны вышел фильм-дебют Дуни Смирновой<br>

Честно говоря, применять к этой картине термин "дебют" не совсем справедливо. Хотя бы уже потому, что ее сценарий Смирнова сочиняла для режиссера Алексея Учителя. Он в конце концов и оказался на позиции продюсера ленты, а Дуня получила уникальную возможность реализовать собственные амбиции в качестве постановщицы. Однако амбиции амбициями, но есть еще и смысл той истории, которую пришлось рассказывать с экрана зрителям. Дуня - молодая и известная женщина из хорошей советской интеллигентной семьи. Папа - режиссер Андрей Смирнов, когда-то потрясший всех "Белорусским вокзалом". Дедушка - лауреат Ленинской премии писатель и журналист Сергей Смирнов. Сама же Дуня уже несколько раз сочиняла для Алексея Учителя сценарии ("Мания Жизели", "Дневник его жены", "Прогулка"). Прибавьте к этому и постоянное появление Дуни в качестве соведущей телевизионной программы "Школа злословия". Перед вами - портрет успешной женщины, которая, похоже, нашла свое место в жизни, свой круг друзей и знакомых. Или, выражаясь сленгом современной молодежи, свою тусовку. Между тем фильм "Связь" выявил некую забавную эмоциональную недостаточность того, что прежде называлось "романтикой". Иначе зачем было придумывать историю любви среднего возраста, которая и составляет сюжет фильма Дуни Смирновой. Для пущей возвышенности герои разделены расстоянием в несколько сотен километров, ибо Илья (Михаил Пореченков) живет в Москве. А его дама сердца Нина (Анна Михалкова) обитает в Петербурге, где служит в издательстве. Романтика железных дорог и авиаперелетов, встреч по гостиницам и базам отдыха присутствует в "Связи" в огромном изобилии. Привыч- ные лица московской и петербургской тусовки в эпизодах также наличествуют в достаточном количестве. Весь фокус и вся драматургия картины заключаются в том, что у кинолюбовников образца 2006 года есть семьи. Жена Ильи (Наталья Сеглия), умница и красавица, воспитывает дочь и сидит себе дома (благо, что у мужа хватает денег на подобную жизнь). Муж Нины (Дмитрий Шевченко) - художник и отец их общего сына. Симметричность подобной многофигурной композиции персонажей, придуманной Дуней, слишком очевидна и наглядна, как указующий перст. Не менее наглядны и визуальные мотивы и подсказки на прежнее кино о любви, которые женщина-режиссер щедро рассыпала по всей картине. Здесь и "Мужчина и женщина", и "Давайте потанцуем", и, конечно же, "Осенний марафон", след которого настолько очевиден, что не заметить его может только тот, кто никогда не видел шедевра Георгия Данелии. Тогда, почти тридцать лет назад, мы получили фильм не только о любви, но о НАШЕЙ жизни. Сегодня в сытом и благополучном существовании героев "Связи" отсутствует нерв реального бытия. Про таких персонажей в народе чаще всего говорят: "С жиру бесятся!" Как ни стараются Михаил Пореченков в дуэте с Анной Михалковой изобразить страсть, нежность, любовное влечение, у них получается только связь. Не более того. Причем исключительно по мобильному телефону. Любовные же свидания изображаются так, как будто это какой-то деловой ритуал, а сами герои более спешат вернуться в привычную жизнь, чем продлить со-бытие друг с другом. Сторонники красивых адюльтеров мне могут возразить, что, мол, такая нынче пошла любовь, которую почему-то называют "связью". Хотя можно было назвать и "интрижкой", "романом" и т. п. И как ни пытается убедить меня Дуня Смирнова всякими монтажными ухищрениями, длинными крупными планами, многозначными деталями, что любовь для Ильи и Нины значит очень многое, никак в подобное состояние души героев не верится. Гораздо сильнее и драматичнее в фильме Смирновой звучит тема близких - тех, кто находится рядом с возлюбленными. Здесь-то и кроется настоящая человеческая драма. Вот ее-то и сыграли и Дмитрий Шевченко, и Наталья Сеглия. Каждый по-своему, и в этом есть суровая психологическая реальность и придуманного Смирновой сюжета, и его соотнесенности с жизнью. Как ни прекрасна связь между Петербургом и Москвой, но страдания отодвинутых на периферию сердечности мужа Нины и жены Ильи мне близки гораздо больше. Жюри последнего "Кинотавра" отдало Авдотье Смирновой (так официально значится ее имя и фамилия в титрах картины) приз за лучший дебют. Может быть, это действительно так. Но "Связь" для меня, как, впрочем, и другие нынешние наши фильмы о любви ("Мне не больно", например), - это пример поиска романтического смысла и возвышенных эмоций там, где их быть не может. Натужные страдания сытых людей, которые зрителям преподносятся из фильма в фильм, волнуют меня не больше, чем очередной развод Брэда Питта. А может быть, Авдотья Смирнова просто-напросто сняла этакий фильм-предупреждение для своих? Мол, аккуратнее надо быть со связями на стороне. И не заставлять страдать близких и родных. Только сомневаюсь я, что тусовка, особенно на "Кинотавре", вняла сему предупреждению. Там связи выстраиваются совсем по иным законам.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.