БЮДЖЕТ ИНВЕСТФОНДА УДВОИЛСЯ ЗА СЧЕТ ПАРИЖСКОГО КЛУБА
Но на Орловский тоннель деньги выделят только при условии, что авторы проекта умерят аппетиты<br>
В 2007 году Федеральный инвестиционный фонд составит 145 миллиардов рублей. Досрочное погашение долгов Парижскому клубу позволило России сэкономить на процентах за 10 лет сразу 7,7 миллиарда долларов (205 миллиардов рублей), вот Владимир Путин и поручил правительству РФ отправить часть
этих денег в бюджет Инвестиционного фонда инфраструктурных проектов на 2007 год.
Но утроения инвестиционного бюджета (в текущем году, напомним, объем этого фонда составляет 69,7 миллиарда рублей) не получится: после консультаций с президентом глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф (МЭРТ - распорядитель фонда) объявил, что в следующем году важнейшие региональные инфраструктурные проекты разделят между собой 145 миллиардов рублей - "всего лишь" в 2 раза больше, чем в 2006 году.
Причина - в явно завышенных запросах регионов. Ситуация с Орловским тоннелем наглядно это демонстрирует. Расчетная стоимость пробивки подводной дороги в Питере только за два месяца (!), с апреля по июнь 2006 года, увеличилась сразу на 15 миллиардов (!) рублей: с 11 миллиардов до 26. Правда, самый дорогой вариант преду-сматривает сооружение на двух берегах Невы транспортных развязок.
Поэтому уже дважды в этом году (в июне и июле 2006 года) чиновники МЭРТ отказались визировать этот проект перед отправкой в последнюю перед получением денег инстанцию - инвестиционную комиссию правительства РФ.
Председатель комиссии МЭРТ, заместитель министра Кирилл Андросов пояснил, почему: "Авторам было рекомендовано уточнить его технические параметры и принять решение о снижении стоимости работ. Комиссия вновь рассмотрит проект только с обновленными цифрами".
В этом году в МЭРТ поступило 46 заявок претендентов общей стоимостью 1 триллион 487 миллиардов рублей. Авторы этих инфраструктурных проектов хотели получить из Москвы 487 миллиардов рублей (остальное - средства из других источников), что в 7 раз превышает возможности фонда.
Финалистами стали 12 проектов.
Деньги поделят совместный проект РАО "ЕЭС России" и холдинга "Русский алюминий" по достройке в Нижнем Приангарье Богучанской ГЭС и алюминиевого завода, заявка ОАО "Татнефть" по строительству комплекса НПЗ с глубокой переработкой нефти в Нижнекамске, Западный скоростной диаметр в Питере и 43-километровый участок будущей платной автострады Москва - Петербург от центра столицы до аэропорта Шереметьево.
Эти 4 заявки-победители мечтают получить в фонде инфраструктурных объектов 105 миллиардов рублей (ЗСД - 28,8 миллиарда), что на 35,3 миллиарда рублей больше его бюджета-2006. Поэтому комиссия МЭРТ урежет аппетиты заявителей.
На последнем перед отпуском заседании 3 июля 2006 года комиссия одобрила еще
2 региональных проекта. Частичное федеральное финансирование получит проект создания транспортной инфраструктуры в Читинской области и строительство нового выхода трассы Москва - Минск на МКАД.
Эти две заявки претендуют на дополнительные 54 миллиарда рублей из Инвестфонда. Таким образом, суммарный запрос шести одобренных МЭРТ в этом году проектов - 159 миллиардов рублей при бюджете 69,7 миллиарда.
В 2007 году плановый размер фонда инфраструктурных проектов вырастет до 145 миллиардов рублей. Сумма может оказаться и большей, если 6 региональных проектов - победители 2006 года - не успеют получить средства в полном объеме.
Кирилл Андросов подчеркнул, что финансирование будет идти не одним траншем, а в течение всего времени реализации одобренного министрами проекта. Положение об Инвестиционном фонде инфраструктурных проектов гласит, что все проекты, претендующие на его средства, должны быть реализованы максимум за 5 лет.
По оценкам господина Андросова, в этом году Инвестиционный фонд успеет перечислить победителям только 30 миллиардов рублей, а 40 миллиардов перейдут на следующий год.
Словом, шансы Орловского тоннеля на федеральный грант в следующем году будут очень высоки. Но для этого необходимо выправить его смету.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Андросов, заместитель министра экономического развития и торговли:
- Инвестиционный фонд - это возможность для России стимулировать экономический рост на основах государственно-частного партнерства. Суть этой формы сотрудничества сводится к тому, что бизнес строит заводы и фабрики, а государство помогает ему с созданием инфраструктуры. Причем мы не даем деньги - мы их инвестируем наравне с бизнесом. В термине "государственно-частное партнерство" ключевым словом является "партнерство". Оно означает объединение ресурсов.