ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ПУТЬ НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОЛИМП
Школе при Петербургской консерватории, где учились многие знаменитости, исполняется 70 лет<br>
В ее стенах воспитывались Даниил Шафран и Михаил Вайман, Борис Гутников и Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский и Юрий Темирканов, Марис Янсонс и Владимир Спиваков, Григорий Соколов и Сергей Стадлер. Много талантов и среди нынешних воспитанников. Своему предстоящему юбилею Средняя специальная музыкальная школа Консерватории уже может отрапортовать весомым статистическим показателем: в нынешнем учебном году ее воспитанники завоевали 70 наград на отечественных и международных конкурсах.
- На самом деле их будет еще больше, - комментирует эту статистику директор школы заслуженный работник культуры России Валентина Федосеева. - Мы даем ученикам возможность испытать себя. Готовясь к конкурсам, они занимаются по индивидуальной программе. Но все равно это очень большая перегрузка. Ведь они получают сразу два образования - общее и профессиональное.
- Мы живем во времена, когда для звезд на телевидении открывают целые "фабрики". Как вы, Валентина Сергеевна, относитесь к "фабричному" методу подготовки музыкантов?
- Для таланта поточный метод недопустим. Профессия такая: многое передается непосредственно от учителя к ученику, один на один. И каждому из четырехсот наших воспитанников обеспечен такой учебный график.
- Мне чаще доводилось бывать у вас на праздниках. А как выглядят будни?
- Будни - учеба в две смены, официально - девять часов в день, включая и самостоятельную подготовку. На деле загрузка еще больше. По интенсивности и объему занятий музыкантская профессия - одна из самых сложных.
- Перед нашей с вами встречей в общении с Мстиславом Ростроповичем я записал рассказ маэстро о его музыкальном детстве. "Я по некоторым предметам учился в Центральной музыкальной школе, - вспоминает Мстислав Леопольдович. - Она была связана с Московской консерваторией, и в класс к Гольденвейзеру, Игумнову ходили дети, которые сами стали великими музыкантами. Сейчас этого нет, потому что зарплата педагогов ЦМШ значительно ниже зарплаты профессоров Консерватории. И дети не могут получать того, что получали раньше. Это большая потеря для музыкального образования".
- Мстислав Леопольдович ставит чрезвычайно важный вопрос, который и нас очень волнует, - сказала Валентина Сергеевна. - Оплата нашего труда так мала, что педагоги вынуждены уходить. У нас работают на энтузиазме. Есть ветераны, которые связаны со школой с довоенных лет. Это наставница пианистов Ася Ефимовна Рубина, фаготист оркестра Мравинского Лев Израилевич Печерский, отдавший школе более полувека, заведующая библиотекой Муза Михайловна Райх, которая училась тут и пережила блокаду. Такие у нас золотые кадры.
Накануне юбилея десятилетка живет ожиданиями перемен. Как объявил в Петербурге руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, уже подготовлено решение о том, что школа вместе с консерваторским театром и фольклорно-этнографическим центром войдет в единый комплекс - Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.
- Валентина Сергеевна, не пугает ли вас перспектива утратить самостоятельность юридического лица?
- В данном случае новое похоже на хорошо забытое старое. Мы ведь и основывались в 1930-е годы как "младшая" Консерватория, которая готовит способных детей для поступления в Консерваторию "старшую". И эта система замечательно работала. Не случайно те времена называют золотым веком музыкальной культуры, когда большое число выдающихся мастеров формировали музыкально-педагогический процесс. Я подняла архивы и выяснила, что здание, где располагается школа, было передано Консерватории по решению правительства. И ректор являлся художественным руководителем школы.
- И как строились ваши отношения с "большой" Консерваторией?
- По-родственному... Именно тогда была заложена традиция, когда ведущие профессора имели тут свой класс. Сейчас основной профессорско-преподавательский состав Консерватории - бывшие наши воспитанники. К счастью, они имеют у нас не просто учеников, а творческую мастерскую. Есть она, к примеру, у выдающегося педагога виолончели Анатолия Павловича Никитина, у не менее знаменитого наставника скрипачей Владимира Юрьевича Овчарека...
- Сейчас много говорят о переходе на "двухуровневое образование" по западному образцу. Не является ли связка школы и Консерватории как раз теми двумя "образовательными ступенями", которые сложились на российской почве?
- Думаю, так оно и есть. Дети в школе получают столь основательную общую и профессиональную подготовку, что уже являются без пяти минут бакалаврами.
- Есть ли у вас обратная связь с вашими выпускниками?
- К счастью, да... Свою именную премию учредил для лучших воспитанников школы маэстро Темирканов. Каждый год по представлению педагогического совета он вручает награду новому лауреату. А в конце года Юрий Хатуевич решил собрать всех своих "крестников", чтобы они выступили как солисты с заслуженным коллективом России. Нам очень помогает Ирина Никитина, которая проводит в городе фестиваль "Музыкальный Олимп". По ее инициативе в Швейцарии создан фонд "Санкт-Петербург" для поддержки юных музыкантов. Фонд подарил нам два клавесина, рояли "Ямаха" и "Безендорфер", скрипки, которые мы даем на конкурс. Мы признательны и нашему выпускнику Аркадию Ценциперу. Во многом благодаря ему в Германии сформировался Фонд Гартов. Он помогает школе и инструментами, и возможностью отправить ребят на конкурсы.
- Сотрудничаете ли вы с родственными заведениями на Западе?
- В Европе создана Ассоциация специальных музыкальных школ. Мы участвуем в конференциях этой организации. В западном опыте есть много полезного для нас - например, в сфере барочного музицирования или камерного исполнительства, обучения на духовых. Но в целом наш уровень образования настолько высок, что не так-то просто до нас дотянуться.
- Уважительно к вам относятся?
- Очень... В Веймаре, а затем в Петербурге проходили российско-германские встречи на выс- шем уровне. И мы вместе с юными веймарскими музыкантами давали совместные концерты: их оркестр и наши солисты. Очень ответственный был момент. И мы сдали этот экзамен.