ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ
Книжная среда с Сергеем Прохоровым<br>
За этой вроде бы идеально выверенной коммерческой речевкой - "Впервые на русском!" - может скрываться все что угодно. И подлинное литературное откровение, которое будут переиздавать годами. И "хит сезона", про который забудут, как только этот самый сезон закончится. Что самое удивительное, никогда нельзя определить на глазок и чутьем, что же именно скрывает обложка первого русского издания книги.
Вот самое свежее подтверждение этому. Интригующее название. (Милорад Павич. Уникальный роман. СПб., "Азбука-классика". 2006.) Нескучный жанр - детективная притча. Неординарная "архитектура" книги: автор не поленился и написал для своей истории ровно 100 разных финалов. Какой хочешь - такой и выбирай. И даже содержание "Уникального романа" наполовину "русское" - в том смысле, что в романе не на последних ролях фигурирует сам Александр Сергеевич - правда, не как поэт, а как бестелесный участник снов одного из героев. Вроде, казалось бы, все очень даже неплохо.
Однако по прочтении "Уникального романа" остается неистребимое ощущение, что все это уже где-то и с кем-то было: и загадочные речи андрогина Алекса Клозевитца, и странная смерть оперного туза Матеуса Дистели, и многослойные фантазии на тему афроевропейской магии... Все это уже не только сочинено, но и местами даже экранизировано. Например, "Малхолланд драйв" Дэвида Линча - это очень близко к "Уникальному роману". Точнее, это оно и есть.
В силу своей визуальности кино лучше приспособлено для рассказа о несуществующем. Опять же не придется терзаться с выбором финала. ""
Еще одна русскоязычная (и - тоже магическая!) премьера адресована тинейджерской аудитории. (Гарт Никс. Ключи от Королевства. Мрачный вторник. М., Эксмо; СПб., "Домино". 2006.) Это когда в существование Кощея и Бабы-яги уже не верится, а до запойного чтения "Властелина Колец" еще есть пара-тройка летних каникул.
Автору, работающему для подобной сложной аудитории, постоянно приходится балансировать на тонкой линии. С одной стороны - "пропасть" небольшого личного жизненного опыта. С другой - "горы" воображения, безо всякой меры буйного и неукротимого.
Гарт Никс отлично чувствует эту линию и населяет свой роман полуреальными, полузагадочными героями-понятиями: Дальние Пределы, Семь Дней, Жители Дома, Невероятная Ступенька, Парадная Дверь, Башня-Сокровищница, Понедельник. И конечно же, великий и ужасный Мрачный Вторник.
Пройдя предначертанный автором маршрут и победив на нем всех "плохих парней", читатель нежного возраста как бы случайно оказывается перед сиянием великолепия вечной истины - о том, что Добро таки побеждает Зло. """"
Привычка воспринимать мемуарную литературу в неотрывной связи с безусловной известностью автора - "общее место" литературного мэйнстрима. О том, что право на книжное существование имеют мемуары "простых" людей, рядовых свидетелей эпохи, тонко напоминает очередной том серии "Россия в мемуарах". (Евгения Шор. Стоило ли родиться, или Не лезь на сосну с голой задницей. М., Новое литературное обозрение. 2006.)
При всей своей документальности книга мемуаров Шор - тоже своего рода мистика. Дачная жизнь и прогулки по Арбату, воспаление среднего уха, игра в куклы и "дорожка" из семи слоников, бабушка и мама, смерть и фанатичное увлечение Лемешевым... Обычные события обычной жизни обычного человека. Но через них происходит медленное, завораживающее погружение в быт семьи московских интеллигентов 1920-х - первой половины 1940-х годов.
Написанное с той степенью откровенности, которая не раздражает чрезмерно малой дистанцией между автором и читателем, стилистически безупречное повествование ненавязчиво и как бы исподволь перестраивает внутренний темп. И вот уже начинаешь дышать самим воздухом давно прошедшей жизни, лишенной мобильника, компьютера и игровой приставки "Нинтендо".
Отдельных восторгов заслуживает подчеркнутая ироничность и "неблагостность" автора. Евгения Шор подробно описывает те стародавние советские времена, но ни разу не умиляется ими - для мемуаров это очень большая редкость. Блестящий текст, запрятанный в нарочито неброскую "оболочку". """""