ЗСД ДАЛИ СРОК
40-километровый Западный скоростной диаметр может быть построен уже к концу 2010 года<br>
80 МИЛЛИАРДОВ НАДО "ЗАКАТАТЬ" ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА
Конец 2010 года - такую предварительную дату пуска ЗСД назвал вице-губернатор по стратегическим проектам Юрий Молчанов.
Сегодня, когда на стратегической трассе только началась расчистка территории (снос гаражей, складов, военных объектов), а проект василеостровского участка диаметра вызывает массу споров и даже протестов "островитян", пуск в 2010 году кажется утопией. Ведь смета объекта - неподъемные 83,6 миллиарда рублей, а в 2006 году на финансирование стройки городской бюджет затратил чуть более миллиарда, а остальные источники пока "молчат".
Стало быть, за четыре года строителям предстоит "закатать" в опоры, эстакады, развязки и другие объекты трассы свыше 80 миллиардов рублей. Напомним, что прокладка восточного полукольца КАД меньшей сметой (67 миллиардов рублей в ценах 2006 года) идет более пяти лет и закончится, причем в "усеченном" варианте проекта, только к 1 сентября 2006 года.
Однако уверенность Юрия Молчанова зиждется не на голом энтузиазме. В июне 2006 года проект "Западный скоростной диаметр" выиграл грант Федерального инвестиционного фонда инфраструктурных проектов в размере 28 миллиардов рублей, или 34 процентов общей сметы ЗСД.
Эти деньги придут к заказчику (городской комитет по благоустройству и дорожному хозяйству) не сразу, а в течение всего периода строительства. Одно из условий получения денег из инвестфонда - реализация проекта в течение максимум пяти лет. Так что ЗСД "по определению" должен быть сдан не позже лета 2011 года, иначе при реализации будущих стратегических проектов у Питера могут возникнуть сложности с финансированием из фонда.
ЗСД ОКУПИТСЯ ЧЕРЕЗ 25 ЛЕТ
Вице-губернатор Молчанов отметил, что первый участок ЗСД - южный - должен быть сдан в конце 2008 года. За это отвечает консорциум предприятий в составе ОАО "Мостоотряд № 19" (генеральный подрядчик - ведущий партнер проекта), ЗАО "Пилон" и ОАО "Мостостроительный трест № 6".
Из видимых сегодня глазу работ на 12-километровом южном участке диаметра - нулевой цикл сооружения опор и съездов транспортной развязки на Дачном проспекте, которые над железной дорогой соединят его с Предпортовой улицей и КАД.
Западный скоростной диаметр, как и все проекты, претендующие на средства инвестиционного фонда, будет финансироваться по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП).
Государственные источники - инвестфонд и бюджет Санкт-Петербурга - оплатят 50 процентов стоимости работ, или 41,5 миллиарда рублей в ценах 2006 года, причем доля города составит только 16 процентов (13,2 миллиарда рублей). Частные концессионеры, которые пока находятся в тени, должны взять на себя остальные 50 процентов больших затрат.
1 сентября 2006 года, если в августе из Москвы придет первый транш, город объявит концессионный конкурс, который продлится шесть месяцев. В апреле 2007 года КБДХ объявит имена победителей, и до июня с ними будут заключены соответствующие контракты.
Финансирование Западного скоростного диаметра по схеме ГЧП предполагает платное использование трассы. Чиновники полагают, что стоимость проезда составит 40 рублей для легковых и 80 рублей для грузовых автомобилей. Но даже при таких достаточно высоких таксах проект, по словам вице-губернатора Молчанова, окупится только через 25 лет.
ТЫСЯЧУ РУБЛЕЙ ЗА ПЯТЬ ЧАСОВ ДО МОСКВЫ
Деньги из инвестфонда получит и еще один проект, имеющий отношение к Питеру. Строительство платного автобана Москва - Санкт-Петербург начнется (от столицы) во второй половине 2007 года. Генеральный директор Росавтодора Олег Белозеров полагает, что 700-километровую восьмиполосную трассу дорожники успеют закончить к концу 2010 года. Потрясающий оптимизм.
Одобрение в МЭРТ (распорядитель средств инвестиционного фонда) получил участок будущего российского "хайвея" от центра столицы до аэропорта Шереметьево (43 километра пути). Смета этого отрезка трассы с несколькими развязками составит 55 миллиардов рублей. Получается, что один километр "золотой" столичной дороги обойдется бюджету и коммерсантам-концессионерам в 1 миллиард 280 миллионов рублей - на 300 миллионов дороже, чем при сооружении километра нашей КАД.
47 процентов финансирования, или почти 26 миллиардов рублей, проект автобана Москва - Петербург получит из инвестфонда, а остальные 53 - из частных источников. Концессионное соглашение будет заключено на 30 лет - именно за эти сроки должен окупиться проект.
А может и не окупиться. Олег Белозеров сообщил, что плата за проезд по автостраде европейского качества составит 1,5 рубля за 1 километр пробега для легковых автомобилей и 3 рубля для грузовиков.
Получается, что за удовольствие лететь по автобану с разрешенной скоростью 150 километров в час и без помех нужно заплатить немалые деньги. Но для владельцев машин, которые легко разгоняются до такой скорости, эта сумма за "прогулку" в столицу и обратно - не деньги.
Стоимость автобана, если на каждый километр тратить миллиард рублей, может превысить 700 миллиардов, поэтому окупаемость за 30 лет, о которой говорил глава Росавтодора, - весьма оптимистичный прогноз. Но российский "хайвей" надо еще построить.