ФРЭНСИС ФОРД КОППОЛА: "Я ДЕЛАЮ ТО, ЧТО ПРИНОСИТ ЛЮБОВЬ"
В 70-е годы его имя ассоциировалось только с одним фильмом - "Крестным отцом".
В СССР о "Крестном" знали все, но никто не видел (кроме тех счастливчиков, которым удалось посмотреть ленту за рубежом). А вот самого Копполу успех "Отца" тяготил: он считал, что главное в жизни - не застаиваться на одном месте и иметь "простор для маневра". А так как еще до успеха "Крестного" он основал со своим приятелем Джорджем Лукасом независимую компанию, то принялся экспериментировать - с материалом, с актерами. Даже с местом проведения съемок. Потому-то все декорации "Апокалипсиса сегодня" в один прекрасный момент смыло в Южно-Китайское море.
Дальше было много чего: покупка виноградников, борьба с банками, банкротство, несколько удачных, но по-прежнему экспериментальных фильмов, наконец, третья часть "Крестного отца", позволившая Копполе обрести долгожданную финансовую независимость и "устаканиться" в мейнстриме. Длительная продюсерская деятельность режиссера привела к тому, что под его руководством появилось больше четырех десятков самых разнообразных фильмов, которые смотрела не только взрослая, но также и молодежная часть аудитории (например, "Джиперс Криперс"), и любители артового кино ("Тень воина").
Сейчас Коппола смотрит в будущее широко открытыми глазами: он снова финансово независим, его вина ценят во всем мире, а американо-итальянское происхождение позволяет ему устраивать своих детей, племянников, знакомых в кинобизнесе, и это нисколько не портит его репутацию. Так он и сказал в самом начале разговора на сан-францисской станции RQWQ, куда его в начале августа пригласили пообщаться с поклонниками:
- Я закрутил в кино огромное количество родственников, и некоторые из них даже получили "Оскаров" за свою работу. Можно сказать, что в этих "золотых дядях" есть и моя доля.
- Сколько всего в вашей семье наград Киноакадемии?
- Свои считать не буду - это неприлично. Есть статуэтка у моего отца (Кармине Копполы - за музыку ко второму "Крестному отцу"), у моей дочери Софии и у племянника Ника (то есть Николаса Кейджа - по отцу Николаса Копполы). Я рад, что мои друзья, моя семья не остаются в стороне от кинобизнеса, потому что у меня, знаете ли, весьма талантливая родня.
- Чем вы занимаетесь сейчас?
- На днях вернулся из Буэнос-Айреса, отдыхал и подыскивал кое-что для будущих съемок. Но это еще так, прожекты. А на студии заканчиваю монтаж и озвучивание последней картины "Юность без юности" - по рассказу Мирчи Элиаде.
- Почему вы, типично американский режиссер, решили обратиться к произведению румынского писателя?
- Потому что он гений. Потому что я люблю хорошую литературу и считаю себя по большому счету космополитом: вместе с Марио Пьюзо мы работали над "Крестными", вместе с Кеннетом Брэной - над "Франкенштейном", да я даже советские сценарии когда-то для Голливуда адаптировал - "Садко", "Небо зовет", так, кажется...
- И где происходили съемки "Юности без юности"?
- Фильм о Румынии надо снимать в Румынии - поэтому мы поехали на Балканы. Побывали не только в Бухаресте, но также и в самой что ни на есть глуши. Еще скатались в совершенно замечательный болгарский городок Балчик - там были сделаны некоторые сцены. Изумительные места и очень приятные люди - всегда всем помогут, радушные. А как поют!.. Мой звукооператор привез, по-моему, несколько гигабайт болгарской и румынской музыки... Жаль, что у меня ее не было на съемках "Дракулы"!..
- Вы продюсировали фильмы своей дочери Софии. Для того чтобы что-то подправить или просто потому что "оказывались рядом"?
- Я бы ни за что не стал влезать в чей-то кинопроцесс - это все равно что перекрашивать чужой холст. Нет, мы с дочерью много говорим, много что обсуждаем - из этих разговоров частенько рождаются идеи. Скажем, как в "Трудностях перевода" появился эпизод с Биллом Мюрреем, рекламирующим виски "Сантори"? Примерно так выглядели съемки этой рекламы в 70-е годы, когда мы с Акирой Куросавой делали ролик для винодельческой японской фирмы. София подхватила эту деталь, из которой вывела целого героя, актера, рекламирующего виски, а уже после этого накрутила свой собственный сюжет. Она попросила кое-что поправить, если запутается, но этого не произошло, и фильм получился самостоятельным, точно таким, каким она хотела его видеть. Я занимал позицию наблюдателя - точно так же, как и в "Марии Антуанетте". Ни о каком строгом надзоре не шло и речи.
- Говорили, что Джордж Лукас "списал" своего Хана Соло (персонажа, которого сыграл Харрисон Форд. - Прим. авт.) с вас?
- Говорить-то Джордж говорил, но, признаться, что-то маловато я вижу сходства с бесстрашным героем звездных войн...
- Почему? Если взять вашу эпопею с "Апокалипсисом"...
- Только вот давайте снова не будем мусолить эту набившую оскомину тему. Ведь можно сказать, что я преодолел массу трудностей, переборол даже погодные условия, а можно зайти и с другого бока: уперся рогом и добился своего. Но какой ценой!.. Нерв-ные срывы почти у всей съемочной бригады, разбитые семьи (некоторые актеры и персонал развелись из-за долгого съемочного периода со своими половинами), банкротство, почти что разрыв с женой - это же надо было до такого довести!.. С позиций сегодняшнего дня я понимаю, что этот фильм был моим Вьетнамом. Он стал тем же для меня и для моей семьи, чем Вьетнам стал для Америки в целом, - катастрофой. Конечно, здорово, что я сумел выйти из этой ситуации без особых повреждений (все настоящие шрамы - глубоко в душе), однако правильнее было бы отступиться и, может быть, выбрать для съемок какое-то другое время. Но это было невозможно. Тогда бы не было Брандо. А кто, кроме Брандо, смог бы?.. В общем, бесполезный и бессмысленный разговор. Давайте лучше о... вине!
- О вашем замечательном "Рубиконе"?
- Вот о чем я могу говорить часами, потому что вино - это кровь земли, как говорится в Библии. И сколько бы о нем ни писали, все будет мало. Его нужно пробовать, пить, дарить его радость людям. Это настоящая сказка, у которой обязательно будет счастливый конец.
- Неужели вам действительно больше нравится делать вино, чем снимать кино?
- Я же итальянец - в достаточной степени. Для меня вино - это как моя собственная кровь, а не только кровь земли. Когда я вижу, как люди пьют "Рубикон", меня просто распирает от радости, от гордости, что это мое детище. Я делаю то, что приносит любовь, мир, надежду.
Факты
За свой первый фильм "Безумие 13" (1963), снятый в Шотландии, Коппола получил тысячу долларов.
За "Крестного отца" (1972) - 175 тыс. долларов.
За продюсирование "Американского граффити" Джорджа Лукаса - 20% от прибыли.
За вторую часть "Крестного отца" (1974) - написать сценарий, снять и спродюсировать - один миллион.
За "Коттон Клаб" (1984) - 2,5 миллиона долларов и 20% от прибыли.
За третью часть "Крестного отца" (1990) - 6 миллионов и 20% от прибыли.