КТО ЛИКВИДИРУЕТ НАРВСКИЙ НАРЫВ?

Продолжается пограничный кризис на западных рубежах страны. В Себеже, Нарве и в пунктах пропуска на российско-финской границе скопились сотни машин с грузами<br>

Как заявили в Северо-Западном таможенном управлении, сотрудники предпринимают все возможное, чтобы автомашины быстрее пересекали границу. Однако сложное положение сохранится по крайней мере еще две-три недели. Корреспондент "Невского времени", единственный из российских журналистов, провел почти целый день в Нарве и выяснил, что причины кризиса несколько сложнее, чем сообщалось в последние недели. ...На дальней от границы окраине Нарвы есть огороженная бетонным забором площадка. В просторечье - накопитель. Прежде чем пересечь границу, сюда должны заехать легковушки, грузовики и автобусы. Исключение - только для рейсовых автобусов, которые следуют по расписанию. На самой площадке - от въездных ворот к выезду - тянутся очереди. До того как встать в один из "хвостов", в будке на въезде нужно получить металлический жетон с цифрами. Когда подойдет очередь, на выезде жетон нужно обменять на специальный зеленый пропуск, который дает право въехать в погранзону на другой стороне города. Мне достался номер "31". Я посмотрел на четыре очереди из легковушек - три тянулись метров на 150-200, еще одна - метров на 50. От вида этих "хвостов" мне стало тоскливо. Рядом с въездной будкой курили двое пожилых мужиков. - Это надолго? - я махнул в сторону очередей. - Как повезет, - ответил один. Другой затянулся сигаретой и добавил: - Как Россия принимать будет... Вчера, например, вообще весь день стояли. Оказалось, что "хвосты" из легковушек стоят на узкой полосе асфальта. Остальное занимают грузовики и фуры. Справа - в два ряда, слева - три-четыре. Дальнобойщики, похоже, смирились с ожиданием. Кто-то спал в кабине, отгородившись от солнца вполне домашними занавесками. Кто-то пил в компаниях пиво. Моя очередь медленно ползла вперед. Грузовики справа тоже иногда продвигались на 5-10 метров, когда служитель на выезде выпускал по три машины. Но был ряд фур, который вообще не двигался. На кабинах и прицепах лежал слой пыли. Было видно, что эти машины стоят по крайней мере неделю. ...Еще несколько недель назад на своем первом брифинге начальник СЗТУ Евгений Власенко сказал, что в Нарве есть очередь из машин, которые выжидают. Его подчиненные, правда, анонимно, пояснили, что раньше, до того как в июле в Кингисеппской таможне (к ней относится переход в Ивангороде) началась проверка, была возможность проскочить границу с недостоверной декларацией на груз. Это старый способ снижения издержек: например, партия компьютеров может быть задекларирована как электрочайники. Главное, чтобы прохождение машины было обеспечено людьми. Но, похоже, "выжидание" для таких машин затянется на очень долгий срок: Федеральная таможенная служба объявила о борьбе с недостоверным декларированием и другими способами снижения таможенных пошлин. Почти все таможни Северо-Запада были подвергнуты длитель-ными и жестким проверкам. Ожидается, что после замены кадров на некоторых таможнях возрастут и прозрачность импорта-экспорта через западную границу страны, и суммы таможенных сборов. ...Моя очередь медленно ползла вперед. Когда я попал в первую пятерку машин с головы очереди, то побрел к будке на выезде. Небольшое окошко осаждали загорелые мужики в футболках и полинялых шортах - дальнобойщики. Водители легковушек пытались протиснуться мимо них со своими жетонами. - Сколько можно! - горячился один из дальнобойщиков, судя по акценту - белорус. - Я здесь с восьми утра. - Не кипятись! - Мимо него протиснулся водитель с псковским говором и получил свой вожделенный талон. - Куда? - Белорус схватил его за руку. Окружающие заметно напряглись и быстро разделились на две партии: "за" псковича и "за" белоруса. Скучавшие до этого дальнобойщики в своих машинах заметно оживились. Но драка не состоялась: на площадку въехала полицейская машина. Пскович быстро отступил к своим, а белорус остался у будки - добиваться справедливости. С салатно-зеленым талоном в руке я вернулся к своей машине. Оказалось, что это разовый пропуск в погранзону со сроком действия один час. Не успел - возвращайся по новой. - Грузовые - на выезд! - объявил голос из громкоговорителя. Машины двинулись к поднятому шлагбауму. Пскович издевательски помахал рукой белорусу, который все еще стоял у будки. Через десять минут выпустили и нашу пятерку легковушек. Перевозчики Константин Шершенев, замруководителя регионального филиала АСМАП, называет ситуацию на границах Северо-Западного региона России крайне сложной: "Очереди выстроились не вчера и не две недели назад", - утверждает он. По его словам, на эстонском направлении затруднения с переходом границы наблюдаются уже около двух месяцев, а на латвийском - месяц. Константин Шершенев рассказывает, что усложнилась ситуация и на российско-финляндской границе. "Машины здесь стоят до 30 часов". По его словам, на всех направлениях очереди сейчас составляют от 10 до 30 километров. Транспортный поток на финском направлении он оценивает в 1500 машин в сутки, на эстонском в 250, а на латвийском в 200. Пропускная способность таможенного поста "Торфяновка", по его словам, составляет 567 автомобилей в сутки. Ежедневные убытки компаний-перевозчиков он оценивает в 750 евро с одного грузовика. (По оценкам эстонских перевозчиков, простой одной машины обходится в 4000 крон - около 120 евро.) Константин Шершенев настаивает, что основная причина - нерасторопность российских таможенников. На финской таможне грузовик проходит досмотр за 38 секунд, а на российской - 22 минуты, говорит он. В АСМАП уверены, что российской таможне необходимо менять нормативы по срокам досмотра грузов. "Грузооборот растет ежегодно, и если скорость пропуска не изменится, то очереди будут только расти". Таможня По данным Северо-Западного таможенного управления, ситуация на границах нормализуется. 19 августа через Себежскую таможню прошло 429 машин, 20-го - 472, а 21-го - около 500. причины По версии всех заинтересованных сторон, у кризиса на границе есть такие причины (по степени вероятности): - Ремонт дорог в Эстонии, из-за которого поток грузов из ЕС переориентировался на Латвию. К тому же ремонт дорог пришелся на момент сезонного пика нагрузки на так называемый Ганзейский транспортный коридор (Германия - Прибалтика - Россия). - Ужесточение режима транзита через Белоруссию (увеличен дорожный налог, ужесточен транспортный контроль) вынудило автоперевозчиков из Европы ехать через Латвию. - В Латвии не хватает оборудованных пунктов пропуска на границе с Россией. - Смена руководства таможни на российской стороне (речь идет о пункте пропуска "Бурачки" Себежской таможни Северо-Западного таможенного управления). - Протест сотрудников таможни против действий эстонских националистов, которые добиваются переноса памятника "Бронзовый солдат" и воинского захоронения из центра Таллина.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.