ДИАЛОГ С ЗЕРКАЛОМ
В фильме Виктора Косаковского мальчик по имени Свято постигает таинства узнавания<br>
Представьте себе, что вы никогда в жизни не видели собственного отражения. Просто потому, что на вашем пути не встречалось зеркала. И однажды случилось чудо и вы увидели СЕБЯ. И вот тогда наступит то самое таинство узнавания, когда из зеркала на вас устремит взгляд НЕКТО. Это будете вы сами, и в то же время кто-то Другой, не похожий на вас.
Такой эксперимент в жизни вряд ли возможен, но великий выдумщик и экспериментатор режиссер Виктор Косаковский подобное создал своими собственными руками. Два года от момента рождения он не давал младшему сыну Святославу возможности увидеть свое отражение. А потом в один прекрасный день поставил в детской огромное зеркало. Случайно взгляд белобрысого мальчугана упал на сей странный предмет. Заботливый отец расположился рядом с кинокамерой и в нужный момент включил ее, снимая то, что происходило между Свято (так зовут сына в семье) и зеркалом после первого узнавания...
Эти 33 минуты и составляют смысл фильма, который Виктор назвал именем сына, посвятив картину его матери. Гениальность замысла летописи самопознания маленького человека адекватна той силе Добра, которая буквально растворяется во всей атмосфере кадра. Она повсюду - от тоненького дисканта, выводящего песенку о маме, папе, птичках и рыбках, до неуклюжих и эмоциональных жестов малыша Свято, который пытается вступить с самим собою, "зеркальным", в диалог. Эмоции захлестывают и движутся в душе мальчика импульсами - от агрессивного приветствия до желания обнять и расцеловать того странного человечка, который так синхронно копирует все твои движения.
Парадокс "Свято" заключен в том, что чем дольше вы смотрите на самого маленького героя, тем все отчетливее и яснее замечаете, как он взрослеет у вас на глазах. Вы становитесь свидетелем таинства познания души через взгляд малыша, устремленный в зеркало. А с этим предметом у русского человека всегда были сложные и непростые отношения. След этого легко обнаружить на всем поле отечественной культуры. Не менее сложные отношения с зеркалом и у самого искусства десятой музы. На память сразу же приходит исповедальное "Зеркало" Андрея Тарковского. Но то была рефлексия зрелого человека, взгляд мужчины, творца, отца и сына, устремленный внутрь самого себя.
Косаковский рискнул оставить свое нежно любимое чадо один на один с зеркальным Другим. И здесь-то и случилась удивительная вещь - незамутненная многим знанием о мире чистая душа ребенка не мучилась, а возрадовалась тому, что там, за зеркалом, есть кто-то Другой. Для него, наверное, было гигантским открытием то, что он в мире не одинок и кроме папы, мамы и брата есть еще кто-то. Правда, в финале сам папа, указывая сыну на отражение, скажет: "Это ты, Свято". И уж тогда-то проявлениям нежности и любви не будет конца.
Когда-то классик советского кино Герц Франк зафиксировал на пленке то, что происходит с обыкновенным мальчишкой в театре, который смотрит детский спектакль. Название той давней ленты было столь же гениально кратким, сколь и сам фильм, обозначая его продолжительность, - "На 10 минут старше". 28 лет спустя Виктор Косаковский продлил эксперимент Франка втрое дольше. Кинорифма прозвучала отчетливо, вернув зрителям подзабытый смысл экранного искусства, которое призвано рассказывать людям о людях. В конце концов, ведь и братья Люмьер начали весь мировой кинематограф с того, что снимали не только прибытие поезда, но и то, как кормили одного из их сыновей, и то, как за завтраком ссорились два малыша. Сегодня, когда видишь эти съемки более чем вековой давности, постигаешь природную силу и человечность изобретения, позволяющего каждому из нас, как в зеркале, увидеть себя со стороны.
Тот, кто захочет увидеть это и испытать такое удивительное чувство, тот пойдет смотреть "Свято". И тогда перед его взором на экране предстанет то, что человек никогда не сможет сам испытать в жизни. Однако эти чувства будут абсолютно искренними, добрыми и узнаваемыми. Их источник - душа маленького человечка с таким прекрасным именем - Свято...