НЕ НАДО ВИНИТЬ "ЭРМИТАЖНЫХ СТАРУШЕК"!
Исчезновение культурных ценностей из Эрмитажа в Европе не считают сенсацией<br>
Разумеется, похищение из запасников Эрмитажа 221 шедевра русского ювелирного искусства активно обсуждается во всем Старом Свете. И в особенности в Германии, рассчитывающей однажды вернуть себе "раритеты культурного немецкого наследия", вывезенные в Советский Союз после войны. Поэтому здесь особо озабочены их целостностью. Однако приятно отметить, что традиционного для прошлых десятилетий пренебрежительного тона: "Ну, конечно, этого следовало ожидать: опять у русских кто-то что-то украл!" - в процессе нынешнего обсуждения уже нет.
Да, здесь критикуют отсутствие в Эрмитаже надлежащих условий для хранения сокровищ и ситуацию, когда - цитирую экспертов - "лишь от 5 до 10 процентов экспонатов представлены на обозрение публики, в то время как 90-95 процентов из более чем 2,5 миллиона шедевров попросту складированы, причем, возможно, даже без занесения в специальные электронные каталоги".
Да, здесь полагают, что неотложные меры в области безопасности работникам Эрмитажа следовало бы предпринимать уже в 2001 году, после того как отсюда было похищено да так и не найдено до сего дня полотно французского художника Жана-Леона Жерома.
Да, аналитики известного искусствоведческого издания "Европолитен" с досадой сетуют, что недопустимо положение, когда "пред шедеврами кисти Пикассо, Рембрандта или Рубенса дремлют 70-летние смотрительницы, а инвентаризацией ценностей в связи с нехваткой персонала заняты студенты".
Но тем не менее общий тон высказываний - и здешних обывателей, и специалистов в области охраны искусства - не столько критичен, сколько исполнен понимания. Понимания того, что произойти нечто подобное нынешней "петербургской культурологического трагедии" могло отнюдь не только в России.
Откуда такая толерантность, которой не всегда можно было ожидать в былые годы от европейских искусствоведов и профессионалов в области охраны раритетов? Ну, тут загадки нет. Возможно, питерскому читателю это и не ведомо, однако в самом Старом Свете сейчас предостаточно скандалов, связанных не только с "исчезновением", но и с варварским разрушением шедевров искусства.
Вот вам первый и, пожалуй, самый громкий факт такого свойства. В Швейцарии сегодня доследуются преступления 33-летнего "клептомана шедевров" Стефана Брайтвизера и его матери. Сей внучатый племянник знаменитого эльзасского художника Роберта Брайтвизера (1899-1975) "прославился" в ЕС тем, что в течение шести лет безнаказанно обворовывал музеи и аукционные залы в семи европейских странах, совершив похищение 239 величайших шедевров изобразительного искусства (в том числе кисти Питера Брейгеля, Антуана Ватто и Альбрехта Дюрера).
Еще громче зарекомендовала в Старом Свете себя родная мать Стефана, принявшаяся тотчас после ареста сына... уничтожать награбленные им сокровища. Одну из картин работы "старых мастеров" женщина попросту разрезала на кусочки и выкинула в мусорное ведро. Бессметное множество ценного фарфора, маленьких статуй, старинного оружия, столового серебра и часов дамочка просто утопила, сбрасывая, как старую рухлядь, в канал.
Картина, уничтоженная матерью вора, считалась бесценной представителями Лондонского центрального отделения по розыску пропавших художественных экспонатов. В Рейне и Роне выловили в конце концов утопленной "мелочевки" на... 45 миллионов евро. Однако сколько же сокровищ так и не вернулось в музеи Европы, сейчас сказать не может, увы, никто. В Германии все тот же Брайтвизер похитил полотна Лукаса Кранаха-младшего и фламандского мастера Петера Шобрека - и это при том, что "достояние республики" охраняют тут не древние старушки, а добры молодцы из ультраоснащенных служб безопасности.
Пожалуй, общее здесь отношение к приснопамятным событиям в Северной Венеции выражает искусствовед из Кельна господин Якоб Мельманн, с которым мне довелось по-беседовать.
Эксперт полагает: "Проблема похищения ценностей - интернациональна и может быть решена лишь при взаимодействии полиций разных стран. Никакого "исключительно российского криминального артефакта" или сенсации в "эрмитажном инциденте" для Европы попросту нет. А что касается "ненадлежащих мер безопасности" в сокровищнице Петербурга, о которых любит посудачить обыватель, - приведу показательный пример. В Голландии розысками пропавших сокровищ занимается один-единственный профессионал, в Италии таких - 250. Однако в обеих странах скандалы с похищением раритетов случаются с одинаковой периодичностью. Так что не надо винить "эрмитажных старушек", которые в нынешнем инциденте виноваты меньше прочих".