ГРЕФ ПОСАДИЛ НЕФТЯНИКОВ НА ДИЕТУ
Глава МЭРТ не дает им задирать внутренние цены на топливо<br>
Вопреки прогнозам влиятельных нефтяников, которые пообещали, что к 1 сентября 2006-го цена на самый распространенный вид бензина Аи-92 повысится в России до 22 рублей за литр, этого не случилось. Цены на топливо в январе-августе удалось удержать в инфляционном коридоре: с начала года они повысились в Москве на 6,5-7 процентов, а в Петербурге - и вовсе на 5. Темпы инфляции за 8 месяцев составили в стране 6,9 процента.
Таким образом, пока сбываются прогнозы вице-премьера Александра Жукова и главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) Германа Грефа. Министры пообещали, что за 12 месяцев 2006 года розничные цены на нефтепродукты поднимутся максимум на 9 процентов. Именно такую годовую инфляцию обещает россиянам МЭРТ.
В январе 2006 года литр Аи-92 продавался на питерских АЗС за 17 рублей. Если сбудутся макроэкономические выкладки Грефа, цена 92-го в текущем году не превысит 18,5 рубля. Исходная цена бензина для иномарок - Аи-95 - составляла в начале года 18,4 рубля, и плановое 9-процентное подорожание даст итоговую цифру в 20 рублей. Нефтяное же лобби, напомним, обещает 22 рубля за литр Аи-92 уже в сентябре.
В июле 2006 года, после 10-месячной заморозки, в обеих российских столицах начался подъем цен на все виды нефтепродуктов. 92-й прибавил за месяц 30 копеек и продавался в Питере за 17,4-17,5 рубля. В августе прирост розничных цен составил те же 20-30 копеек, и средняя цена на городских АЗС к началу сентября выросла до 17 рублей 70 копеек. В начале августа розничные торговцы нашего города полагали, что через месяц прейскуранты на все виды ГСМ поднимутся на 80 копеек - 1 рубль. По такому сценарию индикаторный 92-й должен стоить в Питере не менее 18,3-18,5 рубля за литр.
Такой пессимизм возник не на пустом месте. Розничные цены на нефтепродукты в январе-июле 2006 вообще не изменялись, хотя оптовики повышали их три раза. Правда, на незначительные величины (1-2 процента), что позволяло владельцам АЗС работать с прибылью без повышения цен для автомобилистов.
Стабильные цены на внутреннем рынке сдерживали инфляцию, но были невыгодны нефтяным олигархам. В свою очередь, те зарабатывали сверхприбыли на безудержном экспорте. Два месяца назад владельцы скважин намекнули чиновникам, что пора поднимать цены и в России, так как издержки на все виды энергоносителей (газ, тепло, электричество) выросли за полгода на 12-13 процентов. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко с их доводами согласился, и в середине лета отпускные цены на всех российских НПЗ поднялись на 1,5-2 процента.
В августе 2006 года нефтеперерабатывающие заводы повышали отпускные цены дважды. С 10 июля по 10 августа оптовые прейскуранты поднялись сразу на 7-8 процентов, что заставило розничную торговлю капитулировать.
Подъем цен на бензоколонках, как правило, происходит через три-четыре недели после опта. Продавцы распродают старые запасы, присматриваются к конкурентам, рассчитывают посильную для клиентов новую цену.
Топливные операторы Питера рассчитали, что к сентябрю 2006 года прейскуранты за литр Аи-92 вырастут до 18,2 рубля, а Аи-95 - до 19,5. Пессимисты были уверены, что 92-й подорожает сразу до 20 рублей и 30 процентов автомобилистов пересядут на общественный транспорт. На такой негативный прогноз их спровоцировали не только настроения рынка, но и публичные заявления нефтяников.
Председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник (в 1997 году он был министром топлива и энергетики России), например, жаловался на высокие отраслевые налоги и пугал автомобилистов ценой в 22 рубля за литр Аи-92 уже в сентябре. Такую же перспективу рисовал и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Цены в столице традиционно выше петербургских на 70 копеек - рубль. Сегодня литр Аи-92 стоит в столице 18,7 рубля.
На заявления таких компетентных лиц рынок, естественно, обратил внимание, а глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев даже усмотрел в них призыв к картельному сговору и пригрозил санкциями. Но доказать факт корпоративного сговора невозможно. В апреле 1999 года, например, цены на бензин в обеих столицах повысились сразу на 50 процентов. Антимонопольщики пытались найти инициаторов "договорняка", но тщетно.
Но в 2006 году разгуляться нефтяникам не дает МЭРТ.
Герман Греф неоднократно заявлял, что не позволит нефтяным компаниям извлекать сверхприбыли за счет отечественного потребителя - на это есть экспорт. А вице-премьер Александр Жуков заверил, что в 2006 году бензин в России подорожает от силы на 7-8 процентов. По мнению Жукова, литр Аи-92 будет стоить не дороже 18 рублей.
В конце августа 2006 года глава МЭРТ пригрозил: "За год бензин в России не должен подорожать более чем на 9 процентов, иначе нефтяникам грозит антимонопольное расследование". Когда ФАС подключается к процессу не самостоятельно, а по команде сверху, элемент сговора и виновных эта служба непременно найдет - и покарает.