ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
Сегодня Евгению Леонову исполнилось бы 80 лет<br>
В Голливуде ему, с внешностью увальня, всегда доставались бы роли комических простаков и благородных отцов. В нашем кино и в нашем театре Евгений Леонов сыграл так много и так проникновенно, что смаковать зрительские воспоминания о его сценических и экранных героях можно бесконечно. Они вошли не только в нашу память, но и в нашу жизнь, речь, образ мысли. Кто не знает знаменитую реплику "Хорошо сидим!"? Или невероятно смешные и добрые кричалки и ворчалки мультипликационного медвежонка Винни-Пуха?
В прежние времена о персонажах, сыгранных Леоновым, писали бы - "он из народа". А Евгений Павлович и сам был человеком из этого самого советского народа. Он мог легко смешаться в любой многолюдной толпе, но приходил день и час, и леоновские герои являлись к нам с экрана во всей драматичности обыкновенного земного бытия, как провинциальный музыкант Сарафанов из телефильма "Старший сын" или слесарь Приходько из "Белорусского вокзала". На широких плечах Евгения Леонова в кино входила та самая правда жизни, которую ни горком не мог запретить, ни цензор отретушировать. Поэтому и поверили все его бригадиру Потапову в "Премии" Микаэляна. За что и отметили артиста Государственной премией СССР.
С младых ногтей отнюдь не аполлоновской стройности артисту, казалось, отведены комические роли. Но как не вспомнить добрым словом ленфильмовского режиссера Владимира Фетина, предложившего Леонову роль Якова Шибалка в драме "Донская повесть". С этого-то момента и началась истинная история доброго гения артиста, игравшего охотно и много. Были и роли проходные, незаметные, но и в них за Евгением Леоновым всегда было интересно наблюдать.
Его душа и сердце были распахнуты навстречу Добру, но актерская судьба предлагала ему и роли отъявленных злодеев, и роли мерзавцев. И от сочетания кажущейся мягкости леоновской внешности с жесткостью поступков сыгранных им персонажей порою кровь стыла в жилах.
Сегодня, когда мы вспоминаем Евгения Павловича Леонова, то улыбка сама собой появляется на наших устах. Хотя и есть в ней доля грусти, сопровождаемая вздохом сожаления: "А ведь сколько он мог бы еще сыграть!" Не смог. Не выдержало сердце борьбы Зла с Добром. Евгений Леонов скончался от инфаркта в домашнем кресле, когда собирался в театр на спектакль. Тем уже далеким январским вечером в Ленкоме должны были играть "Поминальную молитву...".
Сергей Микаэлян, кинорежиссер:
- Не часто так бывает - прочтешь сценарий и уже знаешь, кто будет играть того или иного персонажа. Закрыв последнюю страницу сценария Александра Гельмана "Премия", я про себя отметил: бригадира Потапова будет играть Евгений Леонов. Самое интересное, что противников утверждения Леонова на эту роль было больше, чем сторонников. Были против все - и худсовет "Ленфильма", и, что самое главное, сам Гельман.
По сценарию Потапов - 33-летний молодой человек. Возраст Христа. Все почему-то считали, что такой нравственный поступок - отказ от премии как протест против многих порядков, царящих на стройке, - мог совершить только импульсивный молодой человек. Я же считал иначе. Его мог сделать и умудренный жизнью, прошедший многие испытания человек.
А Евгений Павлович, прочитав сценарий, с радостью согласился на роль, правда сказав: "Я в эти же дни буду сниматься у Алова и Наумова в "Тиле Уленшпигеле". Если они будут не против, то и проблем нет". И я пошел на переговоры. Проходили они трудно. Режиссеры ни в какую не хотели отпускать Леонова. Решить вопрос удалось благодаря помощи замдиректора "Ленфильма" Игоря Каракоза. Решили организовать экспедицию группы фильма "Премия" в Ригу, где как раз в то время снимался "Тиль Уленшпигель". В гостиницу, где располагалась группа Алова и Наумова, мне удалось поселить своего человека - ассистента режиссера. Он-то и сообщал, когда Евгений Павлович будет свободен.
Игорь Масленников, кинорежиссер:
- Фильм "Гонщики" на "Ленфильме" был снят более 30 лет тому назад. Главных героев сыграли Евгений Леонов и совсем молодой Олег Янковский.
В этом фильме Евгений Павлович стал для меня олицетворением домашнего человека. Ему удалось взять на съемки всю семью - жену Ванду и маленького сынишку Андрюшу. Было видно, что у Леонова крепкий тыл - семья, и он уделял ей все свое свободное время. В те годы не очень-то приветствовалось наличие у людей машины. Если кто помнит, то Никита Хрущев так и вовсе хотел все автомобили отобрать, а оставить одни такси. У Леонова машина была, и водителем он был классным. А вот приглашая в картину Янковского, мы и не думали, что он никогда не садился за руль автомобиля. Евгений Павлович частенько подтрунивал над ним, но не зло, а по-доброму. Кстати Янковский довольно быстро освоил вождение. Оба актера снялись у меня еще раз спустя два года, в военной драме, совместной советско-норвежской картине "Под каменным небом". В Союзе ленту мало кто видел, а вот в Норвегии на премьере был король, который даже несколько раз всплакнул. Леонов и Янковский сыграли советских солдат, которые во время войны спасли норвежских жителей города Киркенес, укрывшихся в заброшенной шахте.
Фильмография
Евгений Леонов
на "Ленфильме"
1955 - "Дело Румянцева". Режиссер Иосиф Хейфиц.
1961 - "Полосатый рейс". Режиссер Владимир Фетин.
1963 - "Крепостная актриса". Режиссер Роман Тихомиров.
1964 - "Донская повесть". Режиссер Владимир Фетин.
1972 - "Гонщики". Режиссер Игорь Масленников.
1974 - "Премия". Режиссер Сергей Микаэлян.
1974 - "Под каменным небом" (совместно со студией "Тимфильм", Норвегия). Режиссеры Игорь Масленников и Кнут Андерсен.
1975 - "Длинное, длинное дело". Режиссеры Григорий Аронов и Владимир Шредель.
1975 - "Старший сын". Режиссер Виталий Мельников.
1977 - "Женитьба". Режиссер Виталий Мельников.
1979 - "Отпуск в сентябре". Режиссер Виталий Мельников.