РЕЙДЕРЫ СХВАТИЛИСЬ ЗА КАРЬЕР

В споры собственников включились люди с оружием<br>

До недавнего времени рейдерство, то есть незаконный захват предприятий и компаний, в Карелии было явлением неизвестным. Но сегодня именно этим словом руководство ООО "Прионежский карьер" называет действия московской фирмы, претендующей на часть имущества завода. По словам генерального директора "Прионежского карьера" Александра Витченко, в ночь на 22 июля на предприятие приехали больше двух десятков людей с удостоверениями частных охранников из Санкт-Петербурга. Они выдворили местных сторожей и обосновались на территории завода. Затем подогнали автокран и принялись разбирать железнодорожное полотно, по которому отгружается готовая продукция. К настоящему моменту разрушено уже 300 метров путей. Предыстория конфликта такова. "При-онежский карьер" входит в группу компаний "Карелнеруд", имеющую лицензию на право добычи в этом месторождении щебня сроком до 2026 года. В ходе приватизации предприятие выкупило у государства оборудование и технику - дробильно-сортировочные машины, экскаваторы, тепловозы и так далее. В госсобственности осталась только инфраструктура: здания, линия электропередач и железнодорожный тупик. На это имущество "Прионежский карьер" тоже заключил было договор аренды. Но сделка прошла без участия балансосодержателя - государственного Комбината нерудных ископаемых, который выразил протест. В декабре 2004 года Арбитражный суд в Санкт-Петербурге признал договор недействительным и обязал "Прионежский карьер" передать имущество комбинату. В тот же день здания, ЛЭП и железнодорожные пути были выставлены на торги Российским федеральным фондом имущества, и их приобрела московская фирма "Авиапроект". В ноябре 2005 года новый собственник приехал на предприятие и предъявил свои права. "Дважды отключали ЛЭП и блокировали железнодорожные пути, завод приходилось останавливать, - говорит Александр Витченко. - Их цель была ясна с самого начала: получить доступ к управлению предприятием и финансовым потокам. Могу пояснить на примере: если сравнить завод с большим домом, то выходит, что москвичи купили его крыльцо и требуют плату за вход и выход. А не хотите платить - полезайте через окно". Но интересно, что у Комбината нерудных ископаемых почему-то тоже осталось свидетельство о праве собственности. Оно и было предъявлено "Прионежскому карьеру" представителями комбината. В мае этого года был оформлен договор, по которому завод принимает спорное имущество на охрану. "Получается, что у имущества два собственника, и каждый говорит: "Это мое", - утверждает Александр Витченко. - Но такие вопросы должны решаться в суде. Мы - законопослушная компания. Если придут судебные приставы с постановлением на руках о том, что имущество принадлежит "Авиапроекту", мы подчинимся. Если решение будет в пользу КНИ, станем решать вопрос с ним. Но никакие частные охранные агентства вмешивать в конфликт недопустимо". У представителей "Авиапроекта" другая версия событий. "Наше право собственности на 48 объектов производственного комплекса абсолютно легитимно, имеются все юридические документы, - утверждает руководитель компании Геннадий Корнилов. - А вот "Прионежский карьер" как раз находится на территории незаконно, об этом есть решение суда. В самом начале, когда мы еще надеялись на плодотворное сотрудничество, предложили предприятию смехотворную арендную плату, чуть больше миллиона рублей. Но вместо согласия встретили открытое противозаконное сопротивление". Парадокс, но москвичи обвиняют руководство карельского предприятия ровно в том же самом: попытке силового захвата собственности. Геннадий Корнилов рассказывает, что ровно через неделю после того, как питерский ЧОП "взял под охрану" спорное имущество, местные частные охранники попытались отбить административное здание завода, заблокировав лестницу и этажи. "Пришлось вызвать милиционеров из Прионежского РОВД, прокурора района. И только после переговоров с ними захватившие здание охранники согласились его покинуть", - говорит он. На отвоеванной территории московские предприниматели собираются построить другой завод - современный, по производству качественного щебня из габбро-диабаза. Утверждают, что только в строительство первой линии вложат порядка 9 миллионов долларов, и уже через пять месяцев она будет готова. А начали с разбора железнодорожных путей, которые находятся в аварийном состоянии и вообще запрещены к эксплуатации соответствующими надзорными органами. Ремонт обойдется в 21 миллион рублей. Но главный вопрос: что будет с работниками "Прионежского карьера"? Сейчас там трудятся 462 человека. На новом, высокоавтоматизированном заводе будет только около 260 рабочих мест. Получается, как минимум половина людей окажутся на улице, и найти другую работу в поселке, для которого "Прионежский карьер" является градообразующим предприятием, будет почти невозможно. "На эту тему много спекуляций, - отвечает Геннадий Корнилов. - Но мы же не стремимся к закрытию "Прионежского карьера". Пусть работает, но при условии внесения арендной платы. Если кто-то из их сотрудников решит перейти на наш завод, что ж, это свободный выбор. Нормальная конкурентная среда, жизнь все ставит на свои места". Последствия этой конкуренции, вылившейся в спор двух хозяйствующих субъектов, уже ощутимы: на складах "Прионежского карьера" скопилось около полумиллиона тонн продукции, вывезти которую предприятие теперь не может. А все его работники отправлены в бессрочный отпуск. На днях они вышли на акцию протеста перед зданием правительства Карелии. "Нас не интересуют разборки собственников, мы хотим сохранить свои рабочие места", - говорят пикетчики.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.