КОМУ ДОСТАНЕТСЯ ЛЬВИНАЯ ШКУРА?

Петербургский продюсер Андрей Сигле по собственному опыту знает, что на Венецианском кинофестивале главное не победа, а участие <br>

Венецианский фестиваль в самом разгаре. 30 августа он открылся картиной режиссера Брайана де Пальма "Черная орхидея". А к 9 сентября жюри, которое возглавляет французская актриса Кат- рин Денев, выберет победителей. Наши соотечественники в этом году есть и среди тех, кто борется за "Золотого льва", и среди тех, кто фильмы оценивает. В конкурсной программе участвует лента "Эйфория" - режиссерский дебют известного московского театрального драматурга, режиссера и актера Ивана Вырыпаева. Фильм уже получил один из главных призов у нас на "Кинотавре". В специальной программе фестиваля - "Остров" Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли. Неожиданно для всех в жюри пригласили актрису Чулпан Хаматову. Вообще Россия в этом году в Италии популярна. "Тайная история русского кино" - отдельная программа-ретроспектива. В Венеции посмотрят 18 советских лент, таких как "Веселые ребята", "Весна", "Цирк", "Кубанские казаки", "Гармонь", "Музыкальная история", "Карнавальная ночь", "Романс о влюбленных", "Спасите утопающего", "Черемушки". Больше всего разговоров на фестивале вызвала лента тайваньского режиссера Цай Мин-Ляня "Не могу спать одна". Два года назад этот режиссер получил приз за режиссуру в Берлине за совершенно порнографический фильм "Капризное облако". Главные фавориты на "Золотого льва" уже известны: фильм англичанина Стивена Фрирза "Королева" с Хелен Миррен в главной роли, фантастический фильм Альфонсо Куарона "Дети человеческие" и драма Алена Рене "Частные страхи в публичных местах". Петербургский продюсер Андрей Сигле считает, что и у наших картин тоже шанс есть, потому что это достойные и интересные работы, а конкурс - не более чем рулетка. Что происходит сейчас в Венеции, Андрей знает по собственному опыту - два года назад он представлял там картину "Удаленный доступ" Светланы Просковиной. Премьера их фильма совпала со штурмом школы в Беслане. Все следили за развитием событий в России, но показ отменять не стали. Андрей Сигле вспоминает: - Мы тогда ходили все в черном, очень тяжело было. На сеансы фильмов принято приходить в вечерних туалетах, но нас все поняли. На фестивале лучше быть гостем, а не участником - Я был на трех фестивалях: в Каннах, в Венеции и Берлине, - вспоминает Сигле. - В первую очередь это праздник кино, а потом уже конкурс. Потому что конкурс - лотерея и никогда не знаешь, кто выиграет и почему. Важно то, что фильм посмотрят огромное количество людей, о нем будет писать пресса, для российских фильмов это фактически мировая премьера. В разговоре со своими знакомыми кинематографистами в основном все соглашаются с тем, что даже лучше, когда фильм представлен вне конкурсной программы, в качестве какого-то специального события. Продюсеры пытались повлиять на жюри через итальянскую мафию Конкурс - это всегда нервы, борьба и зачастую борьба очень грязная. Приз такого фестиваля, как Венецианский, очень сильно влияет на прокат фильма. Продюсеры всеми способами стараются воздействовать на членов жюри: повлиять на решение через знакомых, стремятся выяснить телефон, чтобы позвонить и угрозами или уговорами напомнить о своем фильме. Я сам был свидетелем, как итальянские продюсеры пытались давить на одного из членов жюри через итальянскую мафию. О деталях сцены, уж извините, умолчу. У жюри тоже свои приоритеты Фильмы оценивают всего лишь люди. Они профессионалы в кинематографии, но не компьютеры, поэтому имеют какие-то свои пристрастия. Очень трудно начинающим режиссерам. Жюри, к сожалению, не все картины просматривает очень внимательно - у них есть какие-то приоритеты еще до того, как начнется фестиваль. Все зависит от везения: от времени показа фильма, от настроения людей. "Солнце" Сокурова на фестивале в Берлине все признали лучшим фильмом. Но жюри его смотрело с утра, видимо, в плохом настроении, сам фильм тяжелый, и он в итоге призов не получил. Рулетка Обвинять жюри в непрофессионализме нельзя. Это всегда известные и влиятельные в кинематографии люди: режиссеры, актеры. В общем, конкурс - рулетка, и трудно предугадать, как она повернется. Когда мы были в Венеции с "Удаленным доступом", к нам подходил Марко Мюллер, директор фестиваля, и очень хвалил картину. Но нам так ничего и не досталось. На конкурс влияет политика. Я считаю, что только из соображений политкорректности, например, на Берлинском фестивале главный приз получил какой-то африканский фильм. А какой скандал был, когда Андрей Звягинцев забрал в Венеции в прошлом году два главных приза. Два приза одной стране - я думаю, для жюри это было очень непростое решение. И скандальные, и политические... Главное все-таки участие. У Венецианского фестиваля есть свои отборщики, которые ездят по разным странам и бывают на всех местных фестивалях. Обычно они обращают внимание на самые нашумевшие ленты или на те, которые были где-то представлены и отмечены наградами. Эти люди также ориентируются на общественное мнение. В этом году все фильмы, показанные на "Кинотавре", отборщики предложили для Венецианского фестиваля. А там уже специальная комиссия взяла, на их взгляд, самые интересные. Задача комиссии - охватить как можно больший диапазон фильмов. На фестивале обязательно должны быть и скандальные ленты, и политические, причем из разных стран. Траволта в лифте Несмотря ни на что, Венецианский фестиваль - большой, красивый и шумный праздник. Ведь кроме основного конкурса есть конкурс дебютов, авторского кино, всевозможные конференции, общение с прессой, встречи с известными кинематографистами. Это такая платформа, где можно заявить о себе, высказать свой взгляд на кино. Там по улицам гуляют звезды и до отказа забиты все кинозалы. Мы в отеле как-то ехали вниз на лифте, и его кто-то остановил. Двери открываются - Траволта с двумя охранниками. Лифт рассчитан на четверых, а нас уже трое. Что же он будет делать? Траволта смело зашел к нам, а охрана по лестнице побежала. Забавная история была после показа нашего фильма. Там есть ничего не значащий диалог: героиня говорит, что Том Круз голубой. После премьеры пронесся слух, что Том Круз собирается приехать на фестиваль. Все наши интервью начинались с вопроса журналистов: "Том Круз сюда едет, чтобы с вами разобраться?"
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.