ОСОБЕННОСТИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
На одном из образцов продукции Ижорского трубного завода, построенного на средства "Северстали", расписался президент России.<br>
У российской деловой публики на слуху в основном престижные инвестиционные проекты Петербурга - строительство заводов "Тойота", "Дженерал моторс", "Ниссан". Но они только в начальной стадии. А погоду в экономике северной столицы определяют менее известные проекты. Об особенностях "петербургского инвестирования" журналисту рассказывает директор Городского агентства по промышленным инвестициям Петербурга (ГУ ГАПИ) Денис Жуков.
- Сколько за последние два года у нас было построено новых предприятий с привлечением средств инвесторов?
- Из больших проектов - это Ижорский трубный завод, "Русский стандарт", "Элкотек". Всего примерно восемнадцать предприятий.
- А как же идея освободить большую часть городских земель от промпредприятий?
- Новые размещаются в производственных зонах. Даже на заброшенных площадях старых заводов в центре города предприятия строить не планируется. Решается задача о выводе всех промышленных объектов за черту жилых районов.
- Какие наиболее крупные промышленные инвесторы появились в Петербурге за последние пару лет?
- Среди российских инвесторов это, безусловно, "Северсталь". С этой компанией город подписал меморандум об инвестициях в полмиллиарда долларов. Она уже построила Ижорский трубный завод и планирует строительство следующего своего предприятия по производству листового проката.
Еще один крупный инвестор из Москвы - компания "Энергофинанс", которая собирается построить в зоне "Парнас" логистический комплекс класса А. Это немецкие инвестиции, но вкладываемые с помощью партнера - московской компании. Они составят порядка 200 миллионов долларов. Еще один крупный вкладчик с инвестициями в 100 миллионов долларов - канадская корпорация "Алкан Пейджинг". Речь идет о строительстве завода по производству тонкой алюминиевой пленки для упаковки. Весомый проект представляет "Морпортсервис" - тоже строительство логистического комплекса, завязанного с Западным скоростным диаметром. Он предназначен для перегрузки с судов на железнодорожный и автомобильный транспорт. Вложение средств в строительство этого комплекса - около 200-300 миллионов долларов. Среди серьезных инвесторов могу назвать также компанию "Вимм-Билль-Данн", она намерена инвестировать примерно 100 миллионов долларов для расширения действующего производства в Парнасе.
Пять процентов. Зато каких!
- Какие страны-инвесторы проявляют наибольшую активность?
- Пожалуй, на первом месте находится Япония. Как по объему вложений, так и по числу реализуемых проектов. Затем следуют Германия и США. Наш ближайший сосед - Финляндия - пока больше декларирует идеи, чем их осуществляет.
- Каково процентное соотношение отечественных и зарубежных инвесторов?
- Иностранных инвесторов у нас пока только в пределах пяти процентов. Кажется, что количество их невелико, но они дают основной объем инвестиций.
Впрочем, для экономики источник денег принципиального значения не имеет. Мы одинаково работаем и с "Русским стандартом", и с "Дженерал моторс", и с "Тойотой".
- Названные вами инвесторы уже получили участки под строительство?
- Компания "Дженерал моторс" в Шушарах получила. У них уже есть календарный план-график выполнения работ, выбраны подрядчики и субподрядчики.
- А по остальным инвесторам, чьи планы одобрены городскими властями, проекты планировок уже есть?
- Не по всем. Это сейчас одна из основных проблем. Город оказался не готов к производству такого большого объема проектной документации. И так получилось, что к 1 января текущего года городским службам удалось подготовить проекты планировок по очень незначительным территориям. Практически все крупные участки, интересные инвестору, сегодня пока не имеют планировочной документации.
- Какие конкретно территории имеются в виду?
- Практически все земли вокруг центрального ядра Петербурга. Это Парнас, Шушары, Юго-Запад, Ржевка, Пушкин. Таких зон более тридцати. И все они не имеют материалов градостроительного планирования.
- А в чем все же причина такой медленной работы - не хватает рук или просто не задумывались о том, что очень скоро эти земли будут востребованы инвестором?
- Получается так, что проектные институты очень сильно загружены своей текущей работой, поскольку в Петербурге - строительный бум. А проектами планировок сейчас занимается от силы 5-6 организаций. Из наиболее интенсивно работающих - "ЛенНИИпроект", Институт строительных проектов, Институт генерального плана. И только после выполнения проекта планировки и межевания земельный участок может быть предоставлен под строительство.
Пищевая промышленность по-прежнему в приоритете
- В связи с тем, что вы не успеваете с выпуском градостроительной документации, у вас "зависают" какие-то инвесторы, которые к вам обратились?
- Безусловно, некоторые проекты пока стоят. Таких порядка 10 процентов.
- Есть ли возможность ускорить подготовку документов?
- Конечно, мы ее ускоряем. И несколько территорий успеем подготовить еще в этом году. А на 2007 год в городском бюджете на эти работы у нас запланированы серьезные средства. Я думаю, что в будущем году в этом плане будет прорыв.
- Каково соотношение желающих вложить средства в развитие производства и уже получивших такую возможность?
- Я могу сказать, что за два последних года нам было подано пятьсот заявок на строительство объектов производственного назначения. А предоставлено инвесторам - чуть больше сотни.
- Почему инвесторы получают отказы?
- По разным причинам. В основном отказывает комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) в связи с тем, что функциональное назначение сооружений, которые собираются построить, не соответствует генеральному плану Петербурга. Скажем, в зоне "Парнас" нельзя построить химическое предприятие, поскольку там размещены объекты пищевой промышленности. Бывают заявки на строительство каких-то вредных производств. Мы их просто отклоняем. Например, невозможно в черте города у реки построить стекольный завод - Нева у нас и так достаточно загрязнена. Из множества заявок выбираются оптимальные для города.
- В прошлом году основная часть инвестиций вкладывалась в обрабатывающие производства и пищевую промышленность. Сохранилась ли эта тенденция в 2006 году?
- Направленность инвесторов осталась прежней. Пищевая промышленность у нас особо приоритетна.
Земли все меньше
- У вас много заявок на малое инвестирование?
- Их действительно много. Это в основном касается предприятий, занимающихся как раз пищевой промышленностью и разного рода обслуживанием. Различные автосервисы, складские, перегрузочные терминалы, упаковочные цеха.
- Просьбы малого бизнеса, наверное, легче удовлетворить?
- Конечно, когда под размещение предприятия требуется всего 2 гектара земли, такой участок найти проще. А выделить территорию в 40 гектаров, как под терминал класса А, - достаточно сложно. Петербург плотно застраивается, и нам все тяжелее искать свободные территории. Тем более что многие совхозы свои земли продали. Эти территории востребованы, но не могут быть застроены, будучи землями сельхозпользования. Перевод их на статус земель поселения - сложная процедура, даже не всегда выполнимая.
- То есть городу с учетом дефицита земли, особенно пригодной для промышленности, приходится вести жесткий отбор инвестиционных проектов?
- Не назвал бы его пока жестким. Но в ближайшей перспективе, с учетом дефицита не только земли, но и трудовых ресурсов, энергетических мощностей, нам действительно придется отдавать приоритет самым высокотехнологичным, компактным и малолюдным производствам. Это закономерный путь развития. При этом российские и иностранные инвесторы в обиде, думаю, не останутся: в Ленинградской области и других областях, думаю, с радостью примут тех инвесторов, чьи проекты не вписываются в рамки новой городской экономики.