РЕФОРМЫ РОЖДАЛИСЬ В МОСКВЕ, ЗАКОНЫ - В ПЕТЕРБУРГЕ
Пожалуй, большинство значимых реформ в экономике современной России зарождалось в Петербурге, в комитете по управлению городским имуществом (КУГИ), которому 10 сентября исполняется 15 лет. Наш комитет с первых дней работы стал кузницей не только кадров для правительства страны, но и идей, новых законов, методик. Наши специалисты были тем "двигателем", который разрабатывал и разрабатывает нормативную базу не только для развития экономики нашего города. Она в большинстве случаев является основой для совершенствования федерального законодательства. <br>
Комитет был создан как преемник Главного управления имущества Ленинграда. Рыночные отношения только-только были разрешены и еще никак не регулировались. В стране, семь десятков лет жившей совсем по иным правилам, даже специалисты знали лишь теорию рыночного управления. Ее нужно было создавать с нуля, и в нашем городе отыскались люди, которые, как я считаю, с этим справились. Не обошлось без ошибок, но если бы не было у страны такого интеллектуального центра и полигона, на котором испытывались новые законы, просчетов могло бы быть намного больше.
КУГИ Санкт-Петербурга участвовал в создании российского законодательства о приватизации, здесь были разработаны концепции управления городской недвижимостью, реформирования жилищной сферы, арендных отношений, которые послужили базой для законов других городов страны и для России в целом.
Сейчас, когда самый трудный реформаторский этап в жизни города и страны далеко позади, о КУГИ чаще всего упоминают в связи с темой аренды городской недвижимости. Да, это важный вопрос. Доля доходов города от управления имуществом постоянно увеличивается. В 2000 году она состав-ляла примерно 2,5 миллиарда рублей, в 2005-м - уже 12,2 миллиарда, а в текущем году будет более 16 миллиардов. Но получение доходов от аренды и приватизации госимущества не самоцель КУГИ. Мы совершенствуем законодательство для того, чтобы создать честную конкурентную среду для бизнеса и дополнительные выгоды для жителей города. Например, известная программа "Создание магазинов шаговой доступности", предполагающая снижение арендной платы для тех, кто намерен открывать магазины товаров первой необходимости в спальных районах, разрабатывалась при нашем непосредственном участии. И список социально значимых объектов, которым будут предоставлены льготы по арендной плате, тоже готовится в нашем комитете.
Параллельно с этими текущими делами мы работаем и над стратегическими проектами, которые определяют лицо города на десятилетия вперед, - это строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, преобразование "Новой Голландии", строительство второй сцены Мариинского театра, прокладка Западного скоростного диаметра, КАД, строительства дамбы, нового морского вокзала, Орловского тоннеля, "китайского квартала", нового футбольного стадиона, строительство завода "Тойота" и так далее.
В мире, в развитых странах в частности, есть много моделей управления государственным имуществом. Специально изучив этот вопрос, с полной ответственностью могу сказать, что петербургская, как и много взявшая у нее российская, модели - далеко не худшие.