ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

Телевидение отметило пятую годовщину терактов 11 сентября показом фильма "9/11"<br>

Постепенно и неуклонно человечество привыкает к этой страшной дате, которой, по сути дела, и открылось новое тысячелетие его истории. Отношение к 11 сентября - и в момент трагедии, и после нее - во всем мире было неоднозначным. Об этом свидетельствует ряд фильмов, появившийся по следам событий, - от сатирического обличения президента Буша в памфлете Майкла Мура "9/11 по Фаренгейту" до полной извинительных и объясняющих интонаций документальной телекартины о том, что таран самолетом здания Пентагона все же был. Но порой складывалось впечатление, что человеческое измерение тех страшных событий отодвигалось куда-то далеко в сторону, дабы не очень беспокоить публику и бередить душевные раны. Время прошло, раны чуть-чуть затянулись. И стало возможным то, что вечером минувшего воскресенья мы увидели в эфире Первого канала. Как раз в канун пятой годовщины событий был показан фильм ВВС "9/11" режиссера Ричарда Дейла. Одна часть ленты - то, что происходило снаружи на прилегающих улицах и было документально зафиксировано камерами. Вторая ее часть - игровая реконструкция событий, происходивших непосредственно внутри обеих башен ВТЦ. Прием комментария случившихся событий их участниками не нов. Но в случае "9/11" это вдруг начинает создавать на экране невероятной эмоциональной силы визуальный контрапункт к историям, которые разыгрываются актерами про тех людей, кто не смог выжить. Эффект присутствия усиливается от того, что никто из них даже не намекает на неотвратимость гибели их героев. Внутри башен, как теперь очевидно, люди после взрывов вели себя так, будто и в самом деле могли спастись. Печальная их участь определилась местом положения. Люди, которые находились на верхних этажах зданий, выше мест взрывов врезавшихся самолетов, были обречены. У тех же, кто оказался на нижних этажах, был шанс спастись. Так, злая воля террористов поделила всех на живых и мертвых. Рассказывая о совершенно разных ситуациях, в которых оказались люди внутри ВТЦ, режиссер демонстрирует и совершенно разные модели поведения. Здесь мужество и профессионализм одних резко контрастирует с животным эгоизмом и жаждой спастись других. Но при этом и в самих игровых сценах, и в комментариях реальных участников нет ни малейшего намека на осуждение поведения в условиях экстремальных и нечеловеческих, когда они находились в неведении относительно того, что же на самом деле произошло с башнями-близнецами. Каждый для себя, видимо, давно уже расставил все оценки, и потому молчание иных комментаторов или сдержанная грустная улыбка в кадре говорит гораздо больше, чем иные сбивчивые объяснения. Нарастание чувства опасности как раз и станет той общностью, которая в конце концов объединит большинство героев картины, людей разных национальностей и разного цвета кожи. Чем ближе роковой рубеж обрушения, тем труднее каждому делать выбор. Один участник событий, менеджер-кореец, предпочел оставить на запасной лестнице северной башни ВТЦ своих случайных попутчиков и спустится поскорее вниз, тем самым он спас себе жизнь. Другой герой, пожарный, не смог бросить на лестнице подвернувшую ногу чернокожую женщину и помогал ей спускаться до тех пор, пока их на четвертом этаже не накрыла волна обломков, засыпавшая, но не погубившая. Но наибольшее восхищение вызвало у меня поведение инженера Пола Ди Мартино, который до последней минуты разыскивал в горящем здании людей и указывал им спасительную дорогу вниз. Подобные проявления человечности в нечеловеческих условиях дорогого стоят. Они - тот щит от терроризма, который не пробить никакими страхами и угрозами. "9/11" смотришь, не отрываясь от экрана, и ловишь себя на несбыточном желании спасти абсолютно всех героев. Трагическая реальность распорядилась совсем иначе. И всем нам надо как-то научиться с этим ощущением жить. Не все в руках человека, даже его жизнь. Но в его силах остаться человеком даже тогда, когда это практически невозможно...
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.