НЕ КОРМИТЕ ДЕТЕЙ "ЗАВТРАКАМИ"
Предприниматели советуют власти, как город может получить больше услуг за меньшие деньги и вдоволь накормить школьников<br>
Главным инструментом дележа немаленького петербургского бюджета был и остается городской заказ. В нынешнем году из 178 миллиардов рублей доходов процентов 75 будут распределены между коммерсантами именно через горзаказ. К этому дележу приковано внимание всех городских чиновников - от губернатора до замглавы какой-нибудь районной администрации. Каждый год петербургские власти вносят в систему конкурсов за право освоения бюджетных денег какие-то новшества. Но - совершенству нет предела. Предприниматели, работающие с городом на постоянной основе, считают, что, изменив некоторые условия конкурсов, можно за те же деньги получить куда больший результат. Возможно, ответственные лица с ними в чем-то не согласятся. Но в любом случае предложения бизнес-кругов заслуживают рассмотрения. Потому что только так, в диалоге заинтересованных лиц с властью, и может быть построено гражданское общество.
Предприниматель Юрий Иванов, совладелец торгового дома "Иванов" и глава общественной Ассоциации комбинатов школьного питания, для примера взял близкую себе сферу горзаказа - школьный общепит. Хотя идеи и предложения господина Иванова могут найти применение и в других областях.
Для хорошего повара и 36 рублей - деньги
Город выделяет на школьное питание 36,27 рубля на ребенка в день. Не столь уж большие деньги, но в целом сумма на год получается приличная - 500 миллионов рублей. Казалось бы, при нынешнем уровне благосостояния петербуржцев можно было бы вообще отказаться от завтраков и обедов для детей, но это заблуждение. Даже в благополучных, обеспеченных семьях с питанием детей - проблема, потому что вечно спешащие родители не успевают приготовить ребенку завтрак, тем более обед. А выданные на обед наличные деньги ребенок успешно спускает в магазине на чипсы или идет после уроков в кино. Так что кормить детей в школе - необходимость.
Процедура распределения городского заказа на организацию школьного питания проходит по общим правилам: собираются заявки претендентов, сравниваются условия - кто за меньшие деньги больше наобещает, определяется победитель. Через год все повторяется.
Юрий Иванов давно уже пытается доказать, что в этой сфере победителю нужно давать заказ не на год, а минимум на три. Это будет выгодно детям, школам, бюджету и бизнесменам. Дело в том, что школьные столовые и кухни - собственность самих школ. Какого года выпуска плиты там стоят, по сколько лет служат кастрюли, в каком состоянии стулья и столы, знает любой родитель. Солидной фирме и стыдно, и экономически невыгодно работать на этом старье, держа в штате подсобных рабочих для мытья посуды, чистки картошки и так далее. Выгодней поставить современные плиты, кухонные комбайны, посудомойки и готовить качественные обеды с минимумом усилий.
Но позволить это себе может лишь фирма, которая процентов хотя бы на 80 уверена, что выиграет конкурс и на следующий год. Потому что вложить в модернизацию кухни, по словам Иванова, нужно не меньше 2 миллионов рублей. И за год эти затраты не окупятся. А если проиграл конкурс, то что делать? Демонтировать свои плиты и ставить на место школьное старье? Вывозить из обеденного зала свои стулья и посуду? Это тоже затраты, да и просто некрасиво будет выглядеть.
Сам Юрий Иванов на этот риск идет, потому что его фирма, обслуживающая школы Фрунзенского района, выигрывает конкурсы уже больше пяти лет подряд. И в других районах города - Невском, Приморским, Кировском - тоже давно уже определились лидеры. Они и создали свою ассоциацию. Тем не менее определенный законом срок в один год и формальные критерии конкурса - "числом поболее, ценою подешевле" - всегда риск. Как-то, по словам Иванова, подал заявку на конкурс молодой горячий владелец небольшого кафе, который убеждал членов комиссии: "Да какие здесь могут быть проблемы? Я приготовлю 200 литров супа и 5 тысяч котлет и развезу их на своих "Газелях".
То-то у нас в новостях каждый месяц сообщают о случаях массового отравления и заражения детей в общепите. Ищи потом, где в суп попала сальмонелла - на кухне, с грязных рук водителя "Газели", на раздаче?
"Английский клуб" в российской школе
Школьные общепиты на свой страх и риск затеяли еще один "инвестиционный проект" - школьные кафе. И малышня, и подростки любят сидеть в городских кафешках, но это, во-первых, дорого, а во-вторых, небезопасно. Школьное кафе - другое дело. Обстановка как в настоящих: хорошая мебель, музыка, но - привычная компания, отсутствие посторонних (с улицы сюда не пускают), безопасное с точки зрения медицины меню, присмотр педагогов и весьма доступные цены. В обычных кафе, которые арендуют помещения у города, наценка на товар - до 200 процентов. В школьном, где помещение бесплатно, максимум 50. Довольны родители - дети отдыхают под присмотром, довольны дети и, конечно же, предприниматель: какой-никакой, а доход.
Только во Фрунзенском районе открыто 50 таких школьных кафе-клубов. Но что с ними будет, если сменится победитель очередного конкурса?
Из двух рисков выбирают меньший
Разумеется, есть серьезные аргументы против того, чтобы победитель определялся более чем на год. Например, опасность монополизации этого рынка группой фирм, опасность, что фирма с трехлетним, к примеру, контрактом в таких тепличных условиях расслабится и будет думать только о своей прибыли, а главное, что городская бюджетная система вообще живет по одногодичному циклу. Каждый, конечно, знает, что и на будущий год будут выделены деньги на школьное питание, но пока в район не придет бюджетная роспись с ассигнованиями на текущий год, официально будет считаться, что денег нет.
На эти возражения Юрий Иванов отвечает следующее. Опасность, что фирма-по-
бедитель с контрактом на несколько лет будет почивать на лаврах, минимальна. В условиях конкурса должны быть вписаны жесткие условия по качеству работы, и если они будут нарушены, контракт можно разорвать в любой момент без всякой компенсации.
Опасность монополизации рынка теоретически есть. Но куда более значим риск нарваться на фирму-однодневку, которая, заявив демпинговые цены и дав несбыточные обещания, потом просто перетравит детей. И в любом случае трехлетний контракт с возможностью досрочного расторжения - далеко не монополия.
У главы Ассоциации школьного питания еще много идей, как можно усовершенствовать городской заказ в этой сфере. Но оставим эти детали специалистам. Интересна главная идея Юрия Иванова - возможность заключения в некоторых сферах городского заказа контрактов на несколько лет. Есть работы, которые требуют дорогого оборудования и капитальных вложений, к примеру диагностика инженерных сетей, создание систем мониторинга и так далее. За год такие затраты фирме не окупить, если она не будет пользоваться дешевкой. А риск не получить новый контракт и остаться со своим оборудованием на бобах есть. Так почему бы не изменить городское законодательство - если все это окупится и качеством, и ценой?
От редакции
Юрий Иванов со своими идеями, может быть, и не прав. Но он имеет право быть услышанным и получить аргументированные ответы. Потому что система городского заказа (и не только она) все еще очень сырая, регулярно дает сбои, и довести ее до цивилизованного уровня можно только общими - чиновников, депутатов, предпринимателей и рядовых налогоплательщиков - усилиями.