АЛЕКСЕЙ КАРАБАНОВ: "МАРШИ, ГИМНЫ, ФАНФАРЫ - ЭТО МУЗЫКА НЕ ДЛЯ ДУШЕВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ"
Главный дирижер Адмиралтейского оркестра приучает публику к патриотическому пению<br>
Капитан 2 ранга заслуженный артист России Алексей Карабанов - художественный руководитель и главный дирижер Адмиралтейского оркестра Ленинградской военно-морской базы. Оркестр часто выступает в лучших концертных залах не только Петербурга, но и других городов и стран. И не просто выступает, а собирает аншлаги.
Высокий, элегантный, обаятельный, дирижер-кавторанг заводит прекрасную половину публики уже одним своим появлением на сцене, а слушатели-завсегдатаи знают, что если на сцене Адмиралтейский оркестр, будет не только прекрасное исполнение, но и рассказ Алексея Алексеевича об исполняемых произведениях. (Карабанов возрождает традиции просветительства.) А рассказать ему есть что, поскольку помимо глубокой музыкальной образованности Карабанов любит и знает историю и говорит аж на четырех языках!
ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВОЙСКА ШЛИ В НОГУ?
- Алексей Алексеевич, скажите, пожалуйста, есть какая-нибудь разница между подготовкой военного дирижера и просто дирижера?
- Разница заключается только в подготовке по военной линии - военный дирижер получает еще и офицерское образование, соответственно, программа обучения включает определенный цикл военных наук, а насчет музыки - никакой разницы нет.
- Военных наук - как в военном училище?
- Да, офицерское образование в полном объеме.
- Как вы выстраиваете отношения с оркестрантами - по-военному или по-граждански?
- В процессе репетиций не имеет значения, с гражданским оркестром работать или с военным, в любом оркестре должны быть порядок и нормальная творческая обстановка. А что касается функционирования коллектива как военной организации, то здесь все по-военному. У кого срочная служба - те живут в казарме, у них есть подъемы, построения, все, что предусмотрено уставом. В армии нет ни артистов, ни художников, ни танцоров - есть военнослужащие, для которых существует определенный регламент службы и распорядок дня.
- Форму вы носите не с пеленок. Трудно было становиться военным человеком?
- Сначала - да. Любому человеку, который попадает в армию, трудно, психологически сложно: все, что раньше происходило по одним законам, вдруг резко меняется, наступает другая жизнь, труднопонимаемая сначала.
- Чем отличается военно-морской оркестр, допустим, ваш, от других военных оркестров, от сухопутных, например?
- Я много слушаю оркестры за рубежом и в России и пришел к выводу, что во всем мире морские оркестры отличаются по звуку и по манере исполнения от армейских большей мягкостью, певучестью звука, интеллигентностью, если так можно говорить о музыке. Я замечал это в Англии, во Франции, в Америке, Швеции и в России. Удивительная вещь, но - факт!
- Вы несколько расширяете представление о военной музыке, обычно это музыка площадей и парадов, а у вас больше в концертных залах...
- Вообще специальной военной музыки нет, есть музыка воинских церемоний и ритуалов - марши, гимны, фанфары. Музыка, которую исполняют военные оркестры, - функциональная, она не предназначена для тонких душевных переживаний. Когда играется марш для прохождения войск, главное, чтобы войска шли в ногу, дружно, радостно, задача достаточно простая, нет никаких высших материй.
Классические произведения тоже всегда исполнялись военными оркестрами. Сохранились дореволюционные оркестровки, в том числе и в нашем репертуаре. Например, на одних нотах - полонезе из оперы "Жизнь за царя" - стоит замечательный штамп Народного дома: "Общество борьбы за народную трезвость". В отличие от Горбачева, общество середины XIX века боролось за трезвость музыкой. Как писал Стасов, "военные оркестры - проводники не только военной, но всяческой музыки в массы народные". Помните бал у Лариных? Кто играл? "Военной музыки оркестр"!
СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА?
- Для вас имеет значение, где выступать: на площади, улице или в концертном зале?
- Все это разные вещи. Концертный зал - особое пространство, в котором особая энергетика. В Большом зале Филармонии, в Капелле не только акустика способствует улучшению восприятия музыки, но и идет энергетическая отдача публики. На открытых площадках за редчайшим исключением такого не происходит, все улетает куда-то в небо. На улице все тонкости слышат лишь те, кто находится рядом с оркестром. Вот в амфитеатрах Греции были созданы идеальные акустические условия для игры под открытым небом, но там мы, к сожалению, пока не выступаем. А в нашем городе открытых площадок с такой акустикой нет.
- Некоторые дирижеры, Мравинский, например, и Караян, отличались строгостью в обращении с оркестром...
- Поэтому у них были великолепные оркестры.
- А вы - строгий руководитель?
- На этот вопрос пусть ответят музыканты.
- Библейская заповедь гласит: "Не сотвори себе кумира". А у вас были кумиры в жизни и в искусстве?
- Что значит "Не сотвори себе кумира"? Не сотвори себе идола, которому будешь поклоняться вместо Бога! Богу - Богово, а кесарю - кесарево. Тут не надо путать. Что касается музыкальных кумиров, то для меня это Евгений Мравинский. Выдающийся дирижер, гениальный! Сколько лет прошло, а я не слышал лучшего исполнения многих произведений, которые люблю с детства.
- Скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, входит в понятие "артист"?
- Две составляющие, на мой взгляд: ремесло, причем не в том понимании, какое у нас при Советах сложилось, - что-то отрицательное. Ремесло - необходимая составляющая любой профессии - это технология, техника, можно сказать. И второй момент - артистизм, собственно творчество. Причем без высокой техники невозможно добиться высоких результатов во второй части. Если ремеслу человека можно научить, то степень творчества зависит от предрасположенности к нему.
- Когда вы поднимаете солистов на концерте, насколько существенно для них такое признание?
- Очень существенно. Публика аплодирует музыканту, который великолепно сыграл соло. Обратная связь - очень важный момент.
- А ревность у оркестрантов не возникает: одного подняли, другого - нет?
- Возникает. Это нормально, это жизнь человеческая.
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БУФЕТОМ
- Почему на своих концертах вы приглашаете публику подпевать музыкантам или хлопать в такт?
- Публику я прошу подпевать только в определенные моменты, когда мы исполняем марш "Да здравствует Санкт-Петербург!", например. Я хочу, чтобы наши слушатели не просто хлопали, а радостно подпевали. Когда зал поет - это очень важный момент душевного единения.
- Но наша публика не приучена петь в академических залах. Не принято...
- Ее надо приучать, потому что патриотические произведения, такие, как марш "Да здравствует Санкт-Петербург" и Государственный гимн, должны петь все. Весь город, вся страна - встали и запели. Для этого кто-то должен приучать публику к пению. Вот мы, как люди военные, и приучаем.
- Что для вас является символом Петербурга?
- Петербург велик и в то же время очень целен. Затрудняюсь разделить его на части и сказать, что эта часть для меня символ, а та нет. Для меня Петербург неделим, как солнце. Что является символом солнца? Оно само. Так и с городом.
- По Станиславскому, театр начинается с вешалки. А с чего начинается театр для вас?
- С буфета. Кстати, буфетом он должен и заканчиваться. У нас во всех театрах сразу после спектакля публику пытаются выпроводить как можно быстрее. А хочется еще тихо посидеть, обсудить, остаться на какое-то время под очарованием театра. А вас гонят билетеры и гардеробщики. Это неправильно. Все - в буфет!