СТАНЕТ ЛИ ПЕТЕРБУРГ ГОРОДОМ "АКВАРИУМОВ"?

За стеклянными фасадами чаще всего скрывается архитектурное убожество <br>

В Петербурге - новая архитектурная мода: сплошное остекление зданий. Главный фасад гостиницы "Москва" сегодня прячет свою тектоническую массу за случайными по форме и размерам зеркальными экранами. При этом изначальная архитектурная оболочка, становясь зрительно бесформенной, разрушает не только самое себя, но и сложившуюся структуру классического городского окружения. И все это подается как некий шик, современность, модерн. В чем дело, откуда "надуло" нам эту новомодную тенденцию? Многие думают, что из Москвы. На самом деле это стандартный прием американской архитектуры (если ее можно так назвать). ЧЕЛЮСТЬ КРОКОДИЛА В архитектуре США, начавшей заявлять о себе с 1870-х годов, всегда отсутствовала субординация в домостроении, что повсеместно привело к силуэту американского города, напоминающему нижнюю челюсть распахнутой пасти крокодила. Здания попросту, как зубы, лезут вверх, состязаясь друг с другом в росте и искривленности. В Америке архитектура на положении падчерицы. Ее вытеснило так называемое дизайн-строительство. Первые американские "карандаши" днем без вечерней подсветки выглядят мрачновато и угрожающе. Вот и пришлось американцам решать, как облагородить "крокодильски-нижнечелюстной" вид центральной части своих городов. И здесь как нельзя кстати пришелся тонированный стеклянно-ларечный "шик" и "блестящая" эстетика жестяной консервной банки! Последняя обозначила себя в роли горизонтальных и вертикальных тяг, слившись с конструкцией здания у лучших архитекторов, таких как Мис ван дер Роэ. А "ларечный шик" превратился в облицовочно-ограждающее остекление. Если нам сегодня вовремя не понять, что "новое слово" в строительстве - это еще не новое слово в архитектуре, то можно наломать дров! ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ... Не будем ретроградами. Остекление - сильный дизайнерский прием, и в каких-то случаях он оправдан и уместен. В 2000 году с Дворцом спорта "Юбилейный" произошла желанная метаморфоза - его облик стал соответствовать проектному изображению 30-летней давности. Тогда эффект тонированных стеклопакетов получился на эскизе дворца случайно, как выразительный графический прием. На практике добиться подобного эффекта в те годы можно было разве что с помощью непрозрачного черного стемалита. Теперь та удачная случайность стала архитектурой. Другой пример удачного применения тонированных стекол в Петербурге - "башня Зельцмана" в створе Кантемировского проспекта (архитекторы Савин и Зельцман). Вблизи башня отнюдь не выглядит стеклянной призмой, а издалека напоминает вертикально вытянутые ворота, в чьем просвете "золотой закат". Ледовый дворец, замыкающий собой проспект Большевиков, дымчато-густо-синий, также является поводом для гордости его создателей. Но это заслуга именно архитекторов, а не самого стекла. Выполненное в том же стиле и цвете здание на Выборгской набережной, 61, буквально растворяется за необоснованной сплошной расстекловкой "под экран", за которым не угадывается никакой архитектуры. Здесь проблема не в преобладании стекла, а в неправильно отведенной ему роли. МИКРОСКОП В РУКАХ ДИКАРЯ - ПРОСТО ТЯЖЕЛЫЙ ПРЕДМЕТ Архитектура, в отличие от дизайна, не обслуживает, а мощно формирует среду. Покажем это на примере. По внешним признакам жилой комплекс "Аврора", возведенный возле гостиницы "Санкт-Петербург", - типичное дизайн-строительство: стандартное решение, стандартные приемы, в общем, не шедевр. Зато строящийся рядом монстр - жилой комплекс "Монблан" - явно претендует на то, чтобы быть архитектурой. На самом же деле все как раз наоборот. "Аврора" "танцует" от места, от градостроительной ситуации, в которой рождена, и смотрится - при всех своих недостатках - крепышом из легированной стали, на боках которой играют переливами закаты и восходы. А вот архитектурный недоделок "Монблан" страшен не только своим убогим примитивизмом. Он к тому же спроектирован отвлеченно от места реальной посадки, силой засажен в градостроительную ситуацию, для него совершенно противоестественную. Ось главного фасада стреляет вхолостую, не совпадая даже с осью какого-нибудь захудалого переулочка... И наоборот, задний, "дворовый" фасад обращен к лучшим видовым площадкам центра города и к центру акватории Невы. Мало того что "Монблан" сам "не выглядит", он еще превращает гостиницу "Санкт-Петербург" (если смотреть со Стрелки Васильевского острова, с набережных и мостов) в какую-то кучу-малу! И задуманное остекление этого уродца поможет ему не больше, чем модный костюм мертвецу. Тонкая грань, на которой происходит взаимодействие архитектуры с дизайном, способна приносить и положительные плоды. Четыре новых здания по четной стороне в конце Кондратьевского проспекта (еще не сданные в эксплуатацию) являют собой образец грамотного подхода как к утилитарной прагматике, так и к высокой эстетике. Четыре повторяющиеся фасада, выходящие на проспект, безусловно, модулируют среду. Одновременно задние фасады формируют внутримикрорайонную узкую улочку (о которой так долго ностальгически мечтали обитатели новостроек), озеркаливают искусственное "ущелье" уместным в данном случае "американским" полуглобальным остеклением. И все же стекло - дизайнерский, а не архитектурный инструмент. Американцы придумали сплошное остекление от нужды. Сначала - чтобы скрасить уродство первых небоскребов, потом - для экономии и от недостатка хорошей архитектуры. Как и у нас сейчас. Ведь как удобно: строим примитивную коробку, обвешиваем ее тонированными стеклянными фасадами - и очередной шедевр "современной архитектуры" готов. Не нужно даже архитектора, достаточно компьютера и группы проектировщиков. АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗВЕРИНЕЦ Как никакой другой город на земном шаре, американскому опыту противостоит именно Петербург. Понятие петербургского духа гораздо шире, чем просто наличие большого числа шедевров. Когда строители и некоторые архитекторы втискивают в историческую часть города очередную стекляшку, то в свое оправдание говорят, что не посягают на соседние здания-памятники, ничего не ломают - только строят. К чему это ведет? К превращению города из ансамбля в некий архитектурный "зверинец", где каждому памятнику отведена персональная клетка. К примеру, остекленное здание бизнес-центра, недавно построенное за Казанским собором архитектором Марком Рейнбергом, независимо от благих намерений автора сделало невидимой монументальную Воронихинскую решетку (городской "брэнд") и даже покусилось на весь Казанский собор. Это заблуждение, что центр города украшают какие-то абсолютные шедевры (которых больше нет нигде в мире!) или сооружения, выполненные "впервые". Прелесть и уникальность города святого Петра во взаимоуважении, взаимовыручке и взаимоподчиненности всех этих "нешедевров" из доминант и фоновой застройки, создавших за 300-летнюю историю свой, особый симбиоз. Ведь давно известно, что главным материалом архитектуре служит не камень, бетон или стекло, а пространство; что проектировать надо не дома, а среду. Если мы хотим, чтобы наш город по-прежнему оставался городом поэтов, художников, изобретателей и чемпионов, - надо бить тревогу! Если нам наплевать, что Петербург до краев наполнят собой люди с "рыбьей кровью", - беспокоиться не о чем. В этом случае фасады на улицах поменять, как обои переклеить! В первом же случае к архитектуре следует относиться с гораздо большим почтением, особенно сегодня, особенно там, где мы хотим городом гордиться. Если нам сегодня вовремя не понять, что "новое слово" в строительстве - это еще не новое слово в архитектуре, то можно наломать дров! КСТАТИ "...Реконструкция крупного современного города - это поистине великая битва. А можно ли вступать в сражение, не зная в точности целей, которых с его помощью собираешься достигнуть? Мы находимся именно в такой ситуации. Власти, поставленные в тупик, бросаются во всякого рода авантюры, прибегая к помощи пеших и конных жандармов, звуковых сигналов и светофоров, навесных переходов, подземных пешеходных дорожек, городов-садов, упраздняют трамваи и т. п. Деляются отчаянные усилия, чтобы сдержать дикого зверя. Но зверь - Большой Город - слишком силен, так можно лишь пробудить его ярость. Что придумают завтра? Нужна программа действий. Нужно располагать основными принципами современного градостроительства". Ле Корбюзье, из книги "Градостроительство"
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.