БАРОККО ДОИГРАЛОСЬ ДО РОМАНТИЗМА
В рамках фестиваля старинной музыки Earlymusic прошел концерт исполнителя на хаммерклавире Кристиана Безуденхаута.<br>
В этом году Международный фестиваль Earlymusic имеет подзаголовок "Время игры". Но помимо музыкальной игры с "аккумуляцией новой энергии из старинных источников", в чем директор фестиваля Марк де Мони нашел сходство со спонсором концерта - производителем машинного масла, была и игра с пространством. Ведь основная, ставшая за девять лет проведения фестиваля привычной, площадка Малого зала Филармонии закрылась на реконструкцию. Заменой ей выступил почти равнозначный по объему, хотя и менее удачный по акустике, Малый зал им. А.К. Глазунова Петербургской консерватории.
Исполнитель на хаммерклавире Кристиан Безуденхаут - веселый молодой человек, чья улыбка говорила, как он доволен собой и музыкой, которую исполняет. Он родился в Южной Африке, учился в Австралии, а живет в Америке. В Петербурге музыкант предложил слушателям программу "Вокруг Моцарта". Надо сказать, его игра с поздним барокко была великолепна в своем свободном романтизме.
В первом отделении прозвучали три сонаты композиторов второй половины XVIII века - Иоганна Христиана Баха, Леопольда Кожелуха и Вольфганга Амадея Моцарта. Абсолютная свобода, умение держать воздух в паузах так, что захватывает дыхание, позволяли сравнить его с королем клавишного инструмента пианистом Григорием Соколовым. Это сравнение очень хотелось продлить, услышать чисто соколовскую виртуозную игру пассажей. Но Кристиан играл не на рояле, а на хаммерклавире. И строптивое старинное молоточковое фортепиано звучало чуть более приглушенно, а быстрые пассажи ретушировались шумом сродни клавесинному. Возникало крамольное для фестиваля аутентичного исполнительства желание услышать то же самое на рояле.
Соната Леопольда Кожелуха прозвучала у музыканта еще более рефлексирующей, однако порой в нее вторгались моменты чисто баховского хорала. Ощущение музыки Баха вдруг появилось и в сонате Моцарта, но это был уже Бах сюитный, с ровным и плотным журчанием басов. Хотя в целом Моцарт вышел более академичным, спокойным и традиционным.
Во втором отделении музыкант исполнил сонаты Георга Бенды и Иоганна Вильгельма Хертеля, а также вариации Моцарта. Подмигивая залу и с заговорщическим видом переворачивая нотные страницы, Кристиан Безуденхаут привел в восторг публику своим музыкальным исполнением и даже был вызван на бис. Впрочем, за неимением такового, повторил последнюю вариацию.