"МАЛАЯ ЗЕМЛЯ" - БОЛЬШИЕ ВОПРОСЫ

Горожане контролируют все этапы намыва на Васильевском острове<br>

Еще весной руководство ООО "Управляющая компания "Морской фасад" - той самой, что ведет сейчас намыв новой территории Васильевского острова, дало через "НВ" обещания строго соблюдать на стройке все экологические требования и уважать права местных жителей. Не будет ни мути в Финском заливе, ни самосвалов с песком, ломающих хлипкие мосты и дороги острова. Но сейчас противники намыва, таких среди жителей острова немало, утверждают, что компания нарушила свои обязательства. Как и в чем именно, мы проверили на месте. Намыв чист Западная часть острова сейчас действительно превращена в огромную стройплощадку. Теперь здесь днем и ночью бульдозеры перемещают грунт, непрестанно перевозимый дымными, вонючими КамАЗами. А многочисленные плакаты, заботливо расставленные по периметру, просто пугают, предупреждают об опасности, которую являют собой "зыбучие пески" намыва. К счастью, это явное преувеличение. Специалисты говорят, что "зыбучим" может быть только мелкозернистый кварцевый песок, которым здесь не пахнет. Но завязнуть на уходящем в воду "языке" действительно можно. Картину работы на берегу дополняют застывшие на рейде баржи для перевозки песка и полтора десятка грейферных кранов. Мутная ли в заливе вода, с берега, конечно, не разглядеть. Но местные рабочие вопросу даже удивляются: "А какой же ей еще быть?" То есть факты нарушений насчет мути и использования автотранспорта, можно считать, подтверждены. Правда, местные жители настроены по отношению к происходящему скорее ворчливо, чем агрессивно. "Вот же развели тут стройку! Ну кому она нужна?" - сетовала корреспонденту "НВ" бабушка, прогуливающая пятилетнего внука возле ограды стройплощадки. "Зато вскоре здесь будет красивая набережная", - попытался успокоить ее корреспондент "НВ". Но эта фраза спровоцировала лишь бурю негодования в группе гуляющих с детьми мамаш. Их недовольство вызвано обилием выхлопных газов и запахов солярки, "которыми теперь вынуждены дышать их дети". Впрочем, вскоре у матерей нашлись оппоненты. "Говорят, вскоре недвижимость наша подорожает", - уверенно заявили двое пенсионеров с газетами под мышкой. Разумеется, мы запросили объяснения у руководства компании "Морской фасад". И теперь представляем их жителям города. Первое - по поводу мути. В этой мелкой части Невской губы, как объяснили нам в компании, она появляется даже после прохода здесь "метеора". Поднимается она и от работающих винтов буксиров. Но само место разгрузки барж с песком огорожено дамбами и специальными завесами, так что оттуда в открытую акваторию грязь не попадает. Хотя внутри огороженного участка вода, конечно, перебаламучена. Второе объяснение - по использованию для завоза песка автотранспорта. В июне песок на место стройки действительно завозили машинами. Так и было предусмотрено проектом. Баржи не могут подойти к берегу вплотную, они разгружаются там, где есть необходимая глубина, создавая что-то вроде острова. Но дорогу к этому острову можно построить только с берега, для чего и пришлось использовать самосвалы. Однако вся работа по его завозу закончилась еще в июне. То, что мы сейчас видим, - это перевалка песка внутри строительной площадки, его берут из общей кучи и везут машинами в залив, отсыпая будущую дорогу. Что касается размаха стройки, то, действительно, для многих он оказался неожиданным. Слушая в прошлом году объяснения специалистов, будто большая часть работ будет вестись в самом заливе с помощью барж и плавучей техники, горожане могли подумать, что на берегу вообще ничего не будет происходить. Однако без береговой базы строителям не обойтись, она изначально предусматривалась проектом. Что же в итоге? Специалисты - те же экологи, могут, наверное, найти на намыве какие-то огрехи. Однако значимых и очевидных нарушений ни нам, ни обитающим поблизости василеостровцам обнаружить не удалось. Деревня или "Манхэттен"? Однако поводы для беспокойства у петербуржцев остаются. Главный, конечно, как будет выглядеть намыв, когда станет частью города. Что здесь будет построено? На самом деле стройка на намывной территории будет вестись по двум самостоятельным проектам: пассажирского терминала (проще говоря, морского вокзала) и проекта остальной территории. Разработкой проекта пассажирского терминала занимается петербургское проектное бюро "А-Лен". По словам вице-президента УК "Морской фасад" Серика Жусупова, к 2007 году проект будет "дорисован" и полностью согласован. В его основу вместо банальной первоначальной идеи "окна в Европу" (здание вокзала в виде огромной оконной рамы) положена более продвинутая - "историческое будущее". Причально-вокзальный комплекс на западной части Васильевского острова должен стать модернизированной и увеличенной копией стрелки на восточной части. Пилоны моста, по которому пройдет ЗСД (Западный скоростной диаметр), поднимаясь на поверхность, будут перекликаться с Ростральными колоннами. Что касается остальной части "новой земли", генпроектировщиком разработаны три варианта, которые условно обозначаются как "Парк", "Остров" и "Бульвар". По первому проекту существующая застройка вдоль улицы Кораблестроителей будет отделена от зданий на намывных землях широкой полосой зелени, которая будет переходить в достаточно обширный массив зеленых насаждений на севере и линию посадок на юге. Согласно варианту "Остров" в северной части создается "часть суши, со всех сторон окруженная водой" и соединяемая с Большой землей несколькими мостами. Здесь планируется разместить деловой центр, основным элементом застройки которого станут небоскребы. Третий вариант, "Бульвар", предполагает, что важную роль в планировочной структуре квартала сыграет пешеходная зона, пролегающая между пассажирским портом и улицей Кораблестроителей. По мнению специалистов, несмотря на то что окончательное решение в выборе градостроительной концепции пока не вынесено (это должен сделать в ноябре Градостроительный совет), явным фаворитом сейчас является проект "Остров". Но для его успешной реализации необходимо очень продуманно отнестись к расположению небоскребов, чтобы они не попадали на ось русла реки Смоленки, которая является естественным продолжением оси Невского проспекта. В противном случае будет невозможно сохранить виды и панорамы центра Петербурга, являющиеся объектом охраны культурного наследия. Впрочем, главные баталии развернулись не вокруг архитектурно-эстетических составляющих проекта. Споры вызвали сугубо экономические вопросы. Порт - за облигации Экономика - это третий больной вопрос намыва. Василеостровцев и не только интересует, зачем городские власти намерены выкупить после окончания строительства пассажирский порт, да еще по странной схеме - через покупку облигаций. Недавно на эту тему оживленно дискутировали в Законодательном собрании. Ответ, как ни странно, лежит в истории совсем другого порта - Морского торгового. Городские власти давно мучит тот факт, что, имея в Петербурге крупнейший в России морской порт, неся все связанные с этим издержки, например избыточный поток грузового транспорта, город от такого объекта получает копейки. Все уходит в федеральный бюджет и в карманы владельцев. В то время как в Гамбурге, Ливерпуле, Марселе порты полностью или частично принадлежат городским властям и формируют их бюджеты. Так что идею стать совладельцем какого-нибудь порта городские власти вынашивали давно. Но возможность появилась только сейчас. Что же касается сложной схемы с выкупом построенного порта с помощью облигаций, то, как откровенно объяснил вице-губернатор Михаил Осеевский, она придумана, чтобы избежать уплаты в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость. По расчетам, ежегодный доход городского бюджета от эксплуатации нового порта составит порядка 25 миллионов долларов, а окупаемости проекта планируется достигнуть уже в течение 8-10 лет. К тому же помимо порта городу будут принадлежать и 52 процента "новой земли". На вновь образованных территориях общей площадью 452 гектара предусмотрено строительство современного делового центра, жилых кварталов, зон досуга, а также самого современного в России морского пассажирского порта, площадь акватории которого составит 77 гектаров. Первые круизные и паромные суда длиной до 311 метров и осадкой до 9 метров порт сможет принять уже в 2008 году. К этому моменту в эксплуатацию должны быть введены 3 из 7 причалов порта. Полностью пассажирский терминал планируется построить в период с 2006 по 2012 годы.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.