CЧАСТЬЕ ОТ УМА
Актриса Алла Демидова 29 сентября отмечает свой юбилей<br>
Она рождена, чтобы играть королев и умных женщин. Хотя в юности ей грозило совсем другое: научная и преподавательская карьера в МГУ, экономический факультет которого Алла Демидова закончила в конце 1950-х. Но тяга к лицедейству заставила несостоявшегося экономиста получить актерское образование в знаменитой "Щуке" - театральном училище, откуда и вышел первый состав знаменитого Театра на Таганке во главе с Юрием Любимовым. Именно в его труппе и сверкнул впервые актерский дар одной из самых интеллектуальных актрис нашего театра и кино.
Стройная худощавость облика Демидовой всегда эффектно рифмовалась и рифмуется с недюжинным темпераментом и силой ее голоса, богатого на оттенки и модуляции. Она красива тем женским очарованием, которому не могли не поддаться самые разные режиссеры, видя в Алле Демидовой некий дар одухотворенности. Он и позволял актрисе играть поэтессу Ольгу Берггольц в "Дневных звездах" Игоря Таланкина и представать Аркадиной в экранизации "Чайки", исполненной Юлием Карасиком.
Обаяние ума Демидовой позволяло и позволяет ей играть то, что нынче мы называем фанатизмом. Причем с одинаковым успехом и за "наших" (Комиссар в ленте "Служили два товарища"), и против "наших" (Ангелика в "Щите и мече"). Не говоря уже о неистовой эсерке-пассионарии Спиридоновой ("Шестое июля"). Впрочем, и страстям в характерах ее героинь тоже было место. Таковой была ее Гертруда в любимовском "Гамлете". Отсюда и началась череда демидовских царственных особ, которым было порою нелегко, но они никогда не теряли чувства собственного достоинства. Она не искала и не ищет ролей - они сами находили и находят ее, как это было с блистательным эпизодом в "Зеркале" Андрея Тарковского, где эксцентрика ужилась с абсолютной правдивостью, выплескивавшейся на экран строчками Данте.
Заметим, что как никто другой в отечественном театре, Демидова владеет искусством художественного чтения. Поэтому ей и удается то, над чем другие актрисы бьются годами, пытаясь готовить программы из чтения стихов Цветаевой и Ахматовой. У Аллы Сергеевны все это выходит как бы само собою. Но видимая глазом и слышимая ухом легкость овладения поэтическим текстом скрывает тот титанический подготовительный труд, который вкладывается в каждое публичное выступление. Актриса дружит со словом, ибо не только много читает, но и многое понимает.
Она может позволить себе озвучивать телесериал Леонида Парфенова "Российская империя", внося своим голосом странное ощущение современности, соединенное с чувством исторической дистанции по отношению к тем событиям, о которых за кадром она же и повествует. А совсем недавно Алла Сергеевна сыграла дивный моноспектакль в документальном повествовании "Ожидание императрицы", посвященном судьбе императрицы Марии Федоровны. Вот уж где ум и королевская стать Аллы Сергеевны были абсолютны уместны.