ГРИГОРИЙ ГЛАДКОВ: "У ДЕТЕЙ НУЖНО МНОГОМУ УЧИТЬСЯ"

Композитор хочет вернуть романтический образ городу, где родилась "Пластилиновая ворона"<br>

Наверное, есть в нашей стране такие люди, которые недоуменно пожмут плечами, услышав имя Григорий Гладков. Но попробуйте только сказать им: "Это же композитор, который написал песню "Пластилиновая ворона"!" - как тут же услышите радостное: "Ну, так бы и сказал!" После премьеры этого веселого и озорного мультфильма, который в этом году отметил свое 25-летие, композитор Григорий Гладков стал знаменитым. И случилось рождение новой звезды не где-нибудь, а в Ленинграде... МЕСТА, ГДЕ ПИШУТСЯ ЛУЧШИЕ ПЕСНИ - У меня, видимо, уже в то время появился этот стиль - стиль сказки, безудержного веселья и здорового абсурда, - говорит композитор. - Музыку к "Пластилиновой вороне" я сочинил, когда жил на улице Сикейроса. Кстати, в одном дворе со Славой Полуниным. У нас была очень дружная компания, мы купались в Озерках, а в квартире Славы пили чай, потому что у него была очень гостеприимная жена. И именно Полунину я посвятил песню "В коробке с карандашами", по которой тоже был снят мультфильм. Дело в том, что Слава всегда очень разноцветно и ярко одевался: желтые штаны, красные ботинки, синий шарф... Мы его все время спрашивали: "Не боишься, что тебе в подворотне дадут хорошенько за такую яркость?" На что Слава отвечал: "Нет, я должен бросать вызов серой жизни!" - В Озерках родилась "Пластилиновая ворона". А какие песни подарила 4-я Красноармейская, куда вы потом переехали? - Здесь я, например, написал музыку к мультфильму "Падал прошлогодний снег". У меня тогда окна выходили на финское торгпредство, а друзья шутили, что мои окна выходят в капитализм. И я капитализму по утрам махал рукой из окна, а мне в ответ оттуда махали руками девушки. Скорей всего, наши сограждане, работавшие по найму. Но в один из дней в мою дверь постучали два человека в штатском, которые строго потребовали перестать махать рукой в окно. Я спросил: "Может быть, и к окну не подходить?" Мне ответили: "Подходите, но как можно реже". Потом я эту квартиру поменял и переехал на Звездный бульвар в Москве. В первый же вечер выхожу гулять, а мне навстречу идет Вячеслав Котеночкин. С собакой. Выяснилось, что он живет в соседнем доме. Я пошутил: "Так вот почему бульвар Звездным называется! Одни звезды живут!" На что Котеночкин мне отвечает: "Нет, тут одни пьяницы. Из всех звезд - я один. И то скоро уезжаю". А сейчас я живу на Ленинградском шоссе. Совершенно случайно так получилось в результате обменов и переездов. Причем рядом у меня улицы Пулковская, Нарвская, Кронштадтский бульвар, Выборгская да еще улица Адмирала Макарова за спиной! МАЛЕНЬКИЙ ГОРОДОК В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ - Многие люди, прожившие долгие годы в Питере и переехавшие в Москву, говорят, что им в столице тяжело и некомфортно... - Мне в Москве легко. Важно в любом большом городе найти свой маленький городок. Я люблю Москву сказочников. Есть ведь Москва дипломатов, бандитов, Москва политиков - "города", куда мы, музыканты, иногда залетаем, чтобы спеть две-три песни и получить гонорар. А потом ныряешь обратно в Москву сказочников. Это - детские поэты и писатели, это Эдуард Успенский и Григорий Остер... Что касается творчества, то первым моим столичным проектом стала кантри-группа "Кукуруза", посвященная моему детству и Никите Сергеевичу Хрущеву. - Серьезно? - Конечно! Ведь мое детство при нем прошло, а у каждого времени есть свой образ. Хрущев - это кукуруза. Брежнев... - ...брови! - Или пять звезд! Так вот, из любви к кантри-музыке я организовал фестиваль "Фермер". Изначально, правда, хотел назвать его "Кулак". Ну, если песни юморные, со стебом, так почему и названию не быть таким? Но мне на такое название наложили запрет. Кстати, несколько фестивалей я провел и в Питере, в БКЗ "Октябрьский". В одном из них участвовала группа "Мистер Твистер". И практически весь зал почему-то оказался забит их фанатами-рокабильщиками. Так они всех освистывали. Ну, думаю, меня сейчас как президента кантри-клуба освищут особенно сильно... Выхожу, и вдруг - бешеный успех, аплодисменты! Выступил, пошел за кулисы, а эти рокабильщики бегут за мной: "Дядя, дай автограф!" Оказалось, что они еще одной ногой в детстве! А тут перед ними - дядя, чьи песни они еще совсем недавно слушали. Вот тогда-то я и понял силу этого жанра... - Многие питерцы, давно живущие в Москве, сейчас приобретают жилье на берегах Невы. Всегда можно приехать на несколько дней, пройтись по родным местам... Вас мысли о таком приобретении не посещают? - Как раз недавно, будучи в Питере на кинофестивале "Виват кино России!", я решил пройти по местам, где когда-то жил. Приехал на 4-ю Красноармейскую, а в доме, где я жил, теперь располагается риэлторская контора. Я туда зашел, спрашиваю: "У вас можно квартиру купить?" Они начали мне предлагать разные варианты и вдруг говорят: "Между прочим, в вашем доме сейчас продается квартира". Я такое необычное чувство испытал от того, что снова могу поселиться в доме, где когда-то жил! Я знаю, какие песни в нем сочинил, какие друзья ко мне ходили... Но как-то все это затянулось, денег свободных тоже не было, а тут еще и цены стали расти безумно... - То есть теоретически такое может случиться, что вы вновь поселитесь в Петербурге? - Если бы были деньги, я, безусловно, приобрел бы здесь квартиру! ВОЗВРАЩЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ОБРАЗА - "Пластилиновой вороне" в этом году исполнилось 25 лет. Благодаря чему же песня может оставаться популярной столько лет? - Детские песни - нестареющий жанр. Если же взять "взрослую" эстраду, то там даже хиты превращаются в ретро. "Пластилиновая ворона", честно говоря, не детская песня, а скорее валяние взрослым дурака по детским правилам. Я просто вспоминал ребенка в себе. - Каким же был этот ребенок в те самые времена Хрущева? - Очень озорным, веселым. В советское время, к счастью, детство было защищено: множество кружков, секций, безопасность. И в детском жанре не было никакой идеологии. Недаром в него уходили самые великие художники, спасаясь от цензуры, поскольку это было местом творческой свободы. В этом плане мы счастливые люди, с таким детством. А вот те, кто вырос в последнее десятилетие, всего этого не имели. Нет детских передач, фильмов, а у власти при этом стоят молодые люди, у которых есть дети. Как такое может быть? Конечно, я бы не хотел, чтобы вернулась советская власть, поскольку уже с юности с ней были проблемы. Но в детстве было здорово... - А какими вам видятся современные дети? - Да дети везде и всегда одинаковые! На них не влияют ни время, ни страна, ни культура. Но со временем взрослые начинают внушать им свою идеологию. Конечно, взрослым нужно учить детей, но и у детей нужно многому учиться - открытости, непосредственности, умению удивляться и радоваться жизни. Когда человек сочиняет для детей, он должен чувствовать, что дети всей планеты - это его дети. Только в этом случае может получиться что-то стоящее. - Вы только что записали альбом, который посвятили Петербургу... - Да. Кстати, одним из главных побудительных мотивов для его создания стала нынешняя попса. Ею является не только современная музыка, но и медицина, обещающая моментальное излечение, и современная политика, и человеческие отношения, не имеющие никаких обязательств. Именно современная попса выдумала название "бандитский Петербург". Я еще понимаю "бандитский Ленинград"! Но при слове Петербург сразу вспоминается Петр I, Пушкин, Достоевский. Поэтому такое название меня глубоко обижает. Нужно следить за тем, чтобы подтекст не убивал текст. На мой взгляд, нужен какой-нибудь комитет, который бы за этим следил. Вот за "бандитский Петербург" нужно наказывать! В искусстве же есть такой принцип: ругать ты можешь сколько угодно, но тогда должен что-то противопоставить. Поэтому я совсем скоро выпущу альбом "Прогулки по Петербургу", чтобы с помощью замечательных стихов Александра Кушнера и Михаила Яснова, песен под две гитары вернуть романтический образ прекрасному городу. Когда человек сочиняет для детей, он должен чувствовать, что дети всей планеты - это его дети. Только в этом случае может получиться что-то стоящее.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.