ПЯТЬ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ВОЛОСАТЫХ НОГ
О пяти позициях, являющихся базой классического балета, наслышаны многие, но в основном зрительно ассоциируют их с хорошенькими ножками балерин в атласных пуантах. То, что мужские ноги тоже должны следовать канону, наглядно показала выставка "Ballet royal: арифметика идеального", открывшаяся в Театральном музее в рамках VI фестиваля "Современное искусство в традиционном музее".<br><br>
Идеологи проекта сотрудник Эрмитажа Аркадий Ипполитов и ассистент директора балета Мариинского театра Павел Гершензон придумали оригинальную экспозицию, позволяющую проследить, как соотносится сегодняшний балет с тем балетом, что родился в Версале XVIII века. Результат ошеломляет. Несмотря на 350-летнюю разницу, база осталась неизменной. Конечно, исполнители обрели иной вид. Когда-то сам Король-Солнце Людовик XIV выходил на сцену в главных партиях. И в старинных учебниках танца, представленных на выставке отделом редкой книги Театральной библиотеки, основные позиции демонстрируют кавалеры в париках, туфлях на каблуках, в камзолах и шляпах с перьями.
Сегодняшний балет запечатлен фотографом Евгением Мохоревым. На сотне черно-белых фотографий размером 50х50 и 90х90 полуобнаженные мужские "полутела" (от пупка и ниже), босые волосатые ноги воспроизводят все те же позиции и положения классического балета. Средства выражения скупы, а художественный результат впечатляет. Застывшие на снимках движения, за которыми на сцене порой и не уследишь, обрели особую магию, и в фотографии хочется вглядываться долго, не торопясь. Вероятно, Мохорев нашел точную формулу красоты, не случайно в название выставки вкралась "арифметика".
В экспозицию удачно влился 45-минут- ный видеофильм Сергея Дубровского и постановщика балетных комбинаций Алексея Мирошниченко, где видна механика работы тела при исполнении танцевальных фраз.
Павел Гершензон говорит, что для реализации проекта нужны были идеальные тела и идеально выученные ноги. Таковые нашлись и принадлежат танцовщикам Мариинки, выпускникам Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Максиму Зюзину и Алексею Тимофееву. Хорошо, если у молодых красивых артистов удачно сложится не только карьера фотомоделей, но и сценическая судьба в спектаклях театра.
Итак, классический балет продолжает жить, пока нерушим его фундамент из пяти позиций. Доказательства тому увидит каждый, кто до 10 октября посетит выставку в Театральном музее, разместившуюся в освеженных ремонтом исторических интерьерах Карла Росси, в которых находились когда-то квартира и приемная директора Императорских театров.