А МЫ ПОЙДЕМ НА СЕВЕР... НУЮ ВЕРФЬ
Балтийский завод уйдет с Васильевского острова и положит начало объединенной верфи<br>
Комментируя решение Объединенной промышленной корпорации (ОПК), которой принадлежат Балтийский завод и "Северная верфь", вывести Балтзавод с нынешнего места на Васильевском острове, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Алексей Сергеев сказал "НВ":
- В правительстве Петербурга считают, что в историческом центре города должны располагаться объекты социального и культурного назначения, бизнес-центры, гостиницы, жилые дома, а не промышленные предприятия. Тем более крупные.
Эти производства необходимо перепрофилировать или перебазировать в промышленные зоны. Конечно, такие решения бизнес должен принять сам. В случае с промышленным гигантом, одним из символов города на Неве, каким является Балтийский завод, решение о переводе мощностей предприятия на другую площадку должно быть тщательно подготовленным и взвешенным. И мы будем настаивать, чтобы производственные мощности и кадры Балтийского завода были сохранены. Также не следует забывать, что вклад промышленности в формирование доходной части городского бюджета (23,4 процента) по сравнению с другими секторами экономики является наибольшим.
Сдержанный тон комментария главы экономического комитета можно отчасти объяснить тем, что в середине 90-х годов прошлого века попытки тогдашнего городского экономического блока инициировать создание на базе двух или трех заводов современной объединенной верфи потерпели неудачу. Во многом из-за нерасторопности чиновников.
Идея объединенной верфи родилась из экономических реалий. На "молодых" и хорошо оснащенных верфях Китая, Вьетнама, Южной Кореи танкеры и сухогрузы строят три-шесть месяцев. У нас - по году. При этом азиатские верфи существенно выигрывают в цене судов. На трех петербургских судостроительных заводах оборудование морально и отчасти физически устарело, поэтому большая часть гражданских судов даже российские компании заказывают за рубежом.
Однако довести идею до реализации не удалось. Один из участников событий рассказывал, что, когда на экономической "тусовке" в Лондоне англичане объявили, что их данный проект заинтересовал и они хотели бы обсудить с петербургской делегаций подробности, наши стали недоуменно переглядываться и выяснять, кто же, собственно, должен отвечать за данный проект.
Момент был упущен, а потом и Балтийский завод, и "Северная верфь" набрали заказов и им стало не до реконструкции.
На этот раз с инициативой создания современной объединенной верфи выступил новый хозяин двух заводов - ОПК.
Председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев заявил:
- Мы приняли решение частично перенести производство с Балтийского завода на "Северную верфь" (речь идет об отдельных машиностроительных цехах) и инвестировать средства в реконструкцию объединенной верфи. К проработке привлечены иностранные консультанты. Готовящийся проект позволит говорить о создании самой современной верфи в России.
Проект будет завершен не позднее 2010-2011 годов, а начать перевод производства с Балтийского завода предполагается в 2008 году. Модернизация позволит строить на обновленной верфи суда дедвейтом до 80 тысяч тонн. Суда большего водоизмещения строить в Петербурге посчитали нецелесообразным.
Балтийский завод продолжает работать по программе заказов, но переговоры о его загрузке новыми уже не проводятся. Площадь завода (около 60 га земли) будет использована под девелоперский проект. Здесь предполагается построить более 1 миллиона квадратных метров жилья, офисы и гостиницу.
Александр Гнусарев говорит:
- У нас достаточно финансовых ресурсов для того, чтобы реализовывать проект самостоятельно, хотя администрация Петербурга обратилась к нам с предложением направить заявку в Минэкономразвития.
Говоря о новых заказах, руководитель ОПК отметил, что основным развивающимся рынком судостроения становится обеспечение добычи на шельфе. Кроме того, на Сахалине строится завод по производству сжиженного газа, еще 2 таких предприятия и в планах "Газпрома". Поэтому корпорация ведет переговоры с Совкомфлотом о строительстве на верфи серии небольших судов-газовозов ледового класса, в перспективе - и более крупных. Модернизация "Северной верфи", которая потребуется для такого строительства, окупится объемом заказов.
СПРАВКА "НВ"
Объединенная промышленная корпорация была создана в 2004 году для управления активами Межпромбанка. В сентябре 2004 года Межпромбанк стал владельцем контрольного пакета акций "Северной верфи" (72,23 процента), в августе приобрел у группы ИСТ 88,2 процента акций Балтийского завода. Также ОПК принадлежит 14 процентов акций ОАО "ОКБ Сухого" и ряд объектов недвижимости в Москве, ее активы оцениваются в 7,5 миллиарда долларов.