МАРИИНКА ПОКАЗАЛА "МУЗЕЙ ШОСТАКОВИЧА"
Афиши, зазывавшие зрителя танцем Ульяны Лопаткиной, не обманули<br>
В день 100-летия Дмитрия Шостаковича в Мариинском театре показали вечер балетов на музыку композитора: "Барышня и хулиган" Боярского, "Клоп" Якобсона и "Ленинградская симфония" Бельского. Афиши зазывали зрителей участием Ульяны Лопаткиной - и не обманули. Ульяна танцевала в не слишком "звездной" "Ленинградской симфонии", где не так много сложного танца, чтобы блеснуть техникой, но вдоволь драматизма, чтобы глубиной образа заставить зрителей ощутить сопереживание.
Программа балетов Шостаковича была подготовлена в театре еще летом, накануне гастролей в Лондоне. Тогда труппа вспомнила "хореографическую новеллу" "Барышня и хулиган", которая после премьеры 1962 года и популярности во времена увлечения подчеркнутой литературностью в балете лишь в 2001-м была возобновлена в Мариинском и с тех пор очень редко появлялась в репертуаре. Подрепетировали "Ленинградскую симфонию", поставленную в 1961-м, которая как яркий образец отечественного балетного симфонизма, гимн героическим защитникам Ленинграда и реквием павшим включается иногда в программы вечеров балета к военным датам. Тогда же летом срочно (за месяц) возобновили якобсоновского "Клопа".
Программу возили на гастроли - знакомили западного зрителя с балетным воплощением музыки Шостаковича. И действительно, подборка познавательна как музейный экспонат истории советского балета 60-70-х годов. Современному зрителю, воспитанному совершенно иной эстетической концепцией искусства, посмотреть эти балеты - все равно что сходить в музей и взглянуть на шедевры прошлого. Согласитесь, сегодня никому не придет в голову рассказывать историю о перевоспитании любовью хулигана. Сочтут наивным: давно прошло время назидательности в искусстве. И, видя плакатных персонажей "Клопа", зритель начала ХХI века уже не ощущает актуальной едкости сатиры хореографа, а, пожалуй, может лишь умиляться забавным персонажам. Здесь и сейчас этих спектаклей прошли, а своей подчиненностью ситуации, в противовес торжеству танца, спецификой пластики и подчеркнутой литературностью, однозначностью оценок эти балеты слишком привязаны к своему времени.
Несомненно, такие спектакли нужны, важны как школа актерского мастерства (не случайно же редкий экзамен по актерскому мастерству в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой не обходится без пары-тройки Хулиганов, Присыпкиных и Зой Березкиных). И дорогого стоит посмотреть до мелочей продуманную и прочувствованную работу Ильи Кузнецова над образом Хулигана - работу необыкновенно выразительного артиста-интеллектуала, который, не скрывая при первом появлении в спектакле легкой иронии по отношению к персонажу, да и к самой ситуации, вынесенной в балет, заставляет поверить в искренность своего героя. И конечно, когда "Ленинградскую симфонию" танцует Ульяна Лопаткина, с ее проникновенностью и искренним образом вселенской любви и скорби, не ощущается анахроничности балета.
Обидно, что в юбилейной программе оказались только исторические балеты. Хотелось бы еще раз увидеть поставленную весной к фестивалю "Мариинский" на музыку Шостаковича "Шинель" американца Ноа
Д. Гелбера, которая прозвучала вполне в гоголевском духе - нашлось в ней место и фантасмагории, и трагедии. Хотелось бы и новых хореографических воплощений гениальной музыки. Так уж распорядилась история, что композитор, так не любивший "драматизированную пантомиму" в балете, творил во времена засилья драмбалета, когда верхом совершенства были масштабные полотна с персонажами колхозниками или рабочими, расхаживавшими по сцене с книжечками, разговаривавшими жестами... К сожалению, подобное же зрелище получилось и из премьеры прошлого сезона - "Золотого века". А между тем музыка Шостаковича так "танцевальна"! И когда же она дождется своего нового часа в Мариинском?