ИСКУШЕНИЕ ДОСТОЕВСКИМ
Российские кинематографисты ищут национальную идею в религиозности классика<br>
Чтобы телезрители не сетовали - мол, на телеэкранах сплошь бандитские разборки да мыльная бессмыслица, - телевидение всерьез взялось за Достоевского. За самую нашу козырную карту, за совесть нации. Кинематографисты экранизируют сразу три романа Федора Михайловича - "Братья Карамазовы", "Бесы" и "Преступление и наказание".
За "Бесов" взялся немецкий организатор корпоративных праздников...
"Тишина на площадке! Люди не говорят, свиньи не визжат!" - такие крики еще совсем недавно раздавались на одной из съемочных площадок "Мосфильма".
Это снимали "Бесов" для одного из центральных телеканалов. Свиньи, как вы понимаете, и были бесами. Выкрашенные в черный цвет, они пугали тонкой душевной организацией актрис и веселили заматерелую съемочную группу.
За самый провокационный роман Достоевского взялся немецкий режиссер, живущий в России, - Феликс Шультесс.
Актерская команда - Леонид Мозговой, Ирина Купченко, Юрий Колокольников, Владимир Вдовиченков, Евгений Стычкин - любопытна, но разнородна, и кто знает, как у них все сойдется.
Еще более спорна фигура самого режиссера. Хоть Шультесс и закончил мастерскую Сергея Соловьева, пока он известен как режиссер кулинарных шоу-программ и мероприятий, которого в одном деловом центре аттестовали так: "Подготовленные им корпоративные мероприятия и праздники запоминаются надолго". Стартовать в большой режиссуре с Федором Михайловичем под ручку - более чем странно, особенно если бюджет очевидно скуден. Насколько скуден, что съемочной группе приходилось ежедневно выдавать по восемь минут готового материала. Притом что стандарт - пять минут.
Изюминка "Бесов" в 8-серийном изложении Шультесса - минимализм во всем, что касается внешнего мира: минимум пространства, света и воздуха. Как говорит режиссер, он стремился передать атмосферу духоты, клаустрофобии, обреченности существования:
- Герои "Бесов" не пьют, не едят, не спят. Они полностью предаются своим страстям. Поэтому у нас минимум житейских деталей.
Это похоже на самого Достоевского, не любившего английских бесед о погоде, необязательных разговоров ни о чем. По воспоминаниям современников писателя, Федор Михайлович, заговаривая с человеком, едва ли не сразу спрашивал его о том, верит ли он в Бога, в бессмертие.
...За "Карамазовых" - режиссер "Каменской"...
"Братьев Карамазовых" экранизировал режиссер Юрий Мороз, известный как режиссер "Каменской". Правда, профессионально его "реабилитирует" фильм "Точка" - суровое кино про юных проституток.
Как и все, кто берется за классика (за исключением Романа Качанова, в свое время снявшего по "Идиоту" экстремальный "Даун Хаус"), Мороз полон пафоса:
- Я следую роману Достоевского, у Достоевского мысль очень проста: если люди забывают Бога, то они приходят к дьяволу, к черту. Если из нашей жизни уходят слова "мораль", "нравственность", "душа", то мы превращаемся в нелюдей. Это очень понятно. И очень современно.
"Историю одной семейки" Мороз (с молодой, принципиально "не медийной" актерской компанией) изложит в 12 сериях. За бортом не останется и знаменитая Легенда о Великом Инквизиторе, с которой связана одна из главных тем романа - тема искушения. Собственно "искушение" вынесено в подзаголовок экранизации. По словам режиссера, "у каждого из Карамазовых - свое собственное искушение. А за искушением - наказание". Судя по всему, об этом будут и "Братья Карамазовы" от Мороза.
В этом проекте смущает автор сценария - Александр Червинский, в чьем активе комедийный боевик "Корона Российской империи", просто комедия "Блондинка за углом" и ни одной классики. И хотя Мороз утверждает, что Червинский написал абсолютно академичную адаптацию романа, он в то же время пугает, признавая, что поскольку для современного зрителя, привыкшего к телевизионной жвачке, это достаточно сложный проект, авторы экранизации "Братьев..." постарались по возможности упростить его восприятие.
...а Светозарову остался Раскольников
К "Бесам" долго примерялся Дмитрий Светозаров (тоже, кстати, в прошлом не связанный с "высокодуховным" кино). Однако инициативу перехватили москвичи, и питерский Светозаров взялся за "Преступление и наказание".
Историю "убивца" старухи-процентщицы и ее безропотной сестры Светозаров планирует изложить в 8 сериях. У Светозарова есть и сверхидея. По словам режиссера, его съемочная группа - "одни из последних, кому суждено зафиксировать облик исчезающего города".
И это пока единственное, что можно говорить о фильме, главную роль в котором играет кинодебютант Владимир Кошевой, выбранный режиссером в первую очередь благодаря схожести внешних данных актера с героем. Как, впрочем, и Александр Балуев, появившийся у Светозарова в роли Свидригайлова только благодаря своим внешним данным.
...Можно счесть одновременную экранизацию трех романов простым совпадением. Но чудится, что в романах Достоевского ищут национальную идею. И в свете последних кинопремьер - "Живой" Велединского, "Остров" Лунгина - "национальное" лежит в сфере религиозного. Ведь каждое произведение Достоевского - как поле боя, где "дьявол с Богом борются". Не случайно, по признанию одного священника, в эпоху недоступности духовной литературы именно Федор Михайлович был для него равноапостольным писателем советского времени.
Достоевский на самом деле - литература для подростков. Максимализм, непримиримость, шашкой по серванту - советская классика, но это все оттуда, от Достоевского. Мир - черно-белый, полутонов не существует. И как никто, Достоевский искушает художников увлечься инфернальностью и начать копаться в темных сторонах человеческой души.
На словах каждый режиссер, берущийся за Федора Михайловича, обещает достигнуть наибольшей аутентичности: это будет настоящий Достоевский. А это значит, что на экране будут страсти в клочья, душевные смятения и умственные тупики, неискупляемость слезы ребенка; "красота, которая спасет мир", и "Россия есть игра природы, а не ума".
Справка "нв"
За время существования кинематографа по произведениям Достоевского снято более 100 фильмов. Первый - еще немой - фильм по Достоевскому вышел на экраны в 1915 году. В 1932 году в Советской России был снят искореженный до неузнаваемости роман "Мертвый дом". В 1934-м выходит "Петербургская ночь" - киносмесь из "Белых ночей" и "Неточки Незвановой" с Любовью Орловой в главной роли. Затем последовало четвертьвековое умалчивание Достоевского. И лишь в конце 1950-х писатель был "реабилитирован", и появились многочисленные экранизации: "Идиота" и "Братьев Карамазовых" Ивана Пырьева, "Преступления и наказания" Льва Кулиджанова с Тараторкиным - Раскольниковым, "Кроткой" с Ией Саввиной, "Дядюшкиного сна" с Рыбниковым и Мордюковой, "Игрока" с Бурляевым, "Подростка"... Новейшая же история Достоевского в отечественном кинематографе началась опять же с "Идиота" Владимира Бортко.