В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ - ЛАРИСА ЛУППИАН И ЗАНАВЕС
В "Приюте комедианта" поставили психологические "забавы" в джазовой обработке<br>
В театре "Приют комедианта" 13 и 14 октября состоится премьера спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?" по знаменитой пьесе американского драматурга Эдварда Олби. Психологическую драму с подзаголовком "Игры и забавы" ставит Василий Сенин, на главную роль приглашена Лариса Луппиан. Наш корреспондент побывала на репетиции, посмотрела слайд-шоу "Happy America" и послушала cool-jazz.
На двух трепещущих под вентиляторами занавесах "крутят" черно-белые слайды - Америка 1950-х годов. Очевидно, сотни слащавых кадров с изображением небоскребов и знаменитых американских улыбок призваны контрастировать с серьезными драматическими коллизиями на сцене. Там происходит вот что: в дом респектабельных (с виду) супругов Марты (Лариса Луппиан) и Джорджа (Дмитрий Воробьев) попадают наивные (с виду) молодожены Хани (Соня Горелик) и Ник (Сергей Перегудов). Проведя ночь вместе за непростыми разговорами, они словно выворачивают себя наизнанку и проявляют свои настоящие качества (нелицеприятные) и скрытые внутренние желания (шокирующие).
Режиссер Василий Сенин говорит, что его спектакль будет интересен откровенностью и отсутствием стыдливых пуританских запретов:
- Мы же в жизни сталкиваемся с матом и грубостью, вот и в театрах культурной столицы не должны говорить только "о высоком". Пьеса Олби будет актуальна всегда, потому что подобные ситуации происходят во многих семьях. Автор требует от героев честности по отношению к себе. Главный принцип моего спектакля в том, что абсолютно любые мотивации человека позитивны.
В лучи софитов то и дело попадают лица и особенно глаза актеров - как в старом кино. Дымовая завеса метафорична - она словно скрывает истинные мысли и желания героев, но затем дым предательски
и необратимо рассеивается. Вентиляторы шумят, создавая движение и трепет, оживляя статичные кадры и не давая героям покоя. Стилизованные джазовые композиции подобраны Владимиром Бычковским интуитивно, но точно. "Господин музыкальный оформитель" говорит, что в американском джазе есть такое понятие - cool-jazz ("прохладный джаз"). Это внешне холодная и сухая музыка возникла, когда музыкантам и певцам надоело надрывно завывать на грани истерики. Она очень уместна в спектакле.
Занавес на авансцене - чуть ли не действующее лицо. Он служит экраном для слайдов, его постоянно теребят, раздвигают во всю сцену, скручивают в узел. В него, словно в плед, заворачивается Джордж, профессор истории, супруг Марты. В нем умудряется "заблудиться" Марта, несчастная женщина, которую принято считать вульгарной. Но Василий Сенин потому и предложил эту роль Ларисе Луппиан, что ей подвластно амплуа как лирической героини, так и драматической клоунессы.
"Лариса, лягте на пол, пожалуйста", - просит режиссер, и народная артистка России кротко укладывается на ковролин и лицом старательно "ловит" луч света. Так она будет лежать полчаса, пока Сенин носится вокруг, поправляет софиты, трясет вентиляторы, дергает занавес...
Актеры проходят несколько сцен, а режиссер продолжает настраивать лучи, требовать "дымку" и регулировать звуки. Быстрый и неугомонный, как Фигаро, он исчезает за сценой, чем-то там грохочет и влезает на стремянки. Под конец репетиции появляются костюмеры и принимаются деловито менять на актерах юбки и галстуки. Затем Горелик и Сенин отправляются на Сенную - покупать розовую сумочку в тон платью Сониной героини Хани. Луппиан идет в обувной за черными туфлями-лодочками для своей Марты... До премьеры осталось... Отсчет дней идет как перед космическим полетом.